4 января 2019 года Выпуск No 1 (472)
Еженедельная приходская стенгазета
Рождественское послание
Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Кирилла
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, бого-любивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю всех вас с великим и мироспасительным праздником Рождества Господа нашего Иисуса Христа.
Ныне, как и вифлеемские пастухи две ты-сячи лет назад, мы с радостью и умилением внимаем торжествующему ангельскому гла-су: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2:14). Слы-ша эти дивные слова, наше сердце обретает утешение и преисполняется благодарности Создателю. Сам Господь Вседержитель, Бог
крепкий и Отец вечности (Ис. 9:6) снисходит к нам и рождается в мир простым человеком. Сбывается пророчество царя-псалмопевца, Духом Святым возвестившего: милость и ис-тина встретятся, правда и мир облобыза-ются; истина воссияет от земли и правда с небес явится (Пс. 84:11-12). И вот сверши-лось: Младенец родился нам – Сын дан нам(Ис. 9:6), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16).
На протяжении истории человечество на-пряженно искало Бога, тоскуя по утрачен-ному общению со своим Создателем. И в от-вет на эти усилия, в ответ на устремленные к небу сердца и руки Господь явил Свою лю-бовь к роду человеческому и Сам простер нам Свою спасительную руку. Во Иисусе Христе после долгих тысячелетий встретились, на-конец, Бог и человек, и соединилось небесное и земное, и исполнились духовные чаяния сынов и дочерей Адама.
В событии Рождества Христова нам яв-лены одновременно и Тайна, и Откровение, ведь человеческий разум неспособен до кон-
ца понять, как Творец и Промыслитель Все-ленной, Беспредельный по Своей природе Бог снисходит в наш истерзанный грехом мир ►
Портал «Православие и мир» www.pravmir.ru 1
Еженедельная приходская стенгазета
и являет Себя в виде беспомощного Младен- ца, Родившегося в пещере, где пастухи и скот скрывались от непогоды. Слава, воздаваемая горними силами, проповедуемая восточны- ми мудрецами и засвидетельствованная про- стыми пастухами, велегласно возглашается во всех концах земли. Все это приоткрывает нам глубину непостижимой премудрости Бо- жией, делает сопричастными сокровенному Троическому замыслу о спасении человека.
Ныне мы знаем: Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы мир был спасен чрез Него (Ин. 3:16-17). И теперь, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получи- ли мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божи- ей, ... потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5:1-2; 5).
Склонимся же в благоговении к скромным яслям, где лежит тихий и кроткий Младенец. Склонимся со страхом Божиим и трепетом, ибо здесь начинается земной крестный путь Господа Иисуса, здесь полагается начало нашего спасения. Склонимся и, прославляя Рождшагося Сына Превечного Отца, насла- димся тем неизреченным и превосходящим всякое разумение миром, который наполняет наши души.
«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» – вновь и вновь радостно вторим мы ангельскому хору. Лю- бовь Божия, явленная в Рождении Спаси- теля, приносит людям истинный мир. Этот мир не поколебать житейским неурядицам, социальным потрясениям, политическим нестроениям и даже вооруженным конфлик- там, ибо в мире Христовом сокровенно жи-вет такая духовная сила, что он попирает ею всякую земную скорбь и напасть (свт. Иг- натий (Брянчанинов). Аскетические опыты).
Но как же стяжать мирное устроение души? Как стать обладателем сего великого духовного дара? Святые отцы в этом едино- мысленны: действие мира Христова в чело- веке есть важный признак пребывания его в евангельских заповедях. Из них же более всего – наставляет нас первоверховный Па- вел – надлежит облечься в любовь, которая есть совокупность совершенства. И тогда, по слову апостола, в сердцах наших станет владычествовать мир Божий, к которому мы и призваны (Кол. 3:14-15).
Людей благоволения ищет Себе Господь – тех, кто последует Его закону, кто будет свиде- тельствовать ближним и дальним о спасении и возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2:9).
Будем же достойны этого высокого при- звания. И потому, преславное Рождество Христово видевше, в вертепе совершаемое, устранимся сует паче мира (кондак 8 ака- фиста Рождеству Христову), вознесемся мыс- ленно на небо, прославив Творца всяческих, поделимся нашей радостью о Воплотившем- ся Спасителе с окружающими, с теми, кто ну- ждается в заботе, кто унывает или находится в стесненных обстоятельствах.
Господь да вдохновляет всех нас на мно- готрудном пути христианской жизни, дабы и впредь укреплялась в нас вера, не иссяка- ла надежда и возрастала любовь; дабы, входя в торжество светлого рождественского празд- ника, мы неуклонно возвещали миру велию благочестия тайну (1 Тим. 3:16), несли лю- дям утешение и благословенный мир Хри- стов. Аминь.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Рождество Христово 2018/2019 гг. Москва
www.patriarchia.ru
|
Портал «Православие и мир» www.pravmir.ru 2
|
|
Еженедельная приходская стенгазета
то представь, сколько всего ей предстоит ли- шиться в жизни вечной, о которой мы сейчас вообще не думаем, будто ее и не существу- ет вовсе. Ведь мы живем так, будто вечной жизни нет. Господь потому и пришел к нам на землю, чтобы сказать: «Есть и дру- гая жизнь. Поэтому Я сейчас с вами. Иду на свадьбу в Кане Галилейской, чтобы вы не говорили, что Бог только разлучает людей и чуждается земных радостей, чувств, любви. Я иду и в Храм, и в синагоги, и в мастерскую к Иосифу, и на берег Галилейского озера, где вы ловите рыбу, и в горы.
Всё, что разрешено Богом и законом, Я делаю так же, как и вы, чтобы дать понять: не нужно прекращать заниматься своими де- лами. Главное – чтобы среди дел вы не забы- вали обо Мне, Начале и Конце всего.
Вот что такое Рождество. Господь смирен- но приходит к нам и говорит: «Дети Мои, Я здесь! Я пришел к вам как Младенец, ма-ленький ребенок, который никого не ругает, не обвиняет, не размахивает плетьми, а про- сто тихо лежит в убогой пещере. Маленькое, нищее Дитя. Я сделал это для того, чтобы вам было проще приблизиться ко Мне и уз- нать тайны Царствия Небесного, узнать мно- жество бесценных истин, а затем спастись и стать счастливыми. Если хотите, следуйте за Мной».
Я желаю тебе особенно в эти дни быть любящим, благодарным, не беспокоиться, не обижаться самому и не обижать других. Почувствовать, как сильно любит тебя Гос- подь. Перестать угрызаться, обвинять себя, отбросить всякое чувство вины. Почувствуй себя возлюбленным чадом Божиим! Пойми, что Господь любит тебя. Что есть Тот, Кто всегда думает о тебе – даже когда ты остаешь- ся один, проводив гостей после праздничного ужина. Или когда уезжаешь к морю и сидишь на берегу, терзаясь мыслями и переживания- ми... Или когда поднимаешься в горы... Даже
в такие минуты помни – есть Тот, Кто очень сильно любит тебя. И Его любовь бесконечна. Сегодня родилась Любовь – Бог, Который есть Любовь. В маленьком Вифлееме начало биться самое любящее сердце в мире – сердце нашего Господа. И с этого момента в каждом его ударе чувствуется только любовь. Сердце сокращается, перекачивая кровь, – так вот, сердце Христа «перекачивает» еще и любовь.
Постоянно.
Сердце маленького Господа, Который
родился две тысячи лет тому назад, бьется с огромной любовью к тебе. «Я люблю тебя! Поэтому я и родился, не погнушавшись сой- ти на землю, не побрезговав людьми. Я искал и нашел тебя, обнял, поцеловал – в то время, как ты пребывал в зловонии и нечистотах. Потому что Я люблю тебя. И я здесь, чтобы ты увидел Меня и, наконец, нашел то, что так долго искал. Чтобы ты перестал мучить себя – вместо этого Я Сам принесу Себя в жертву, чтобы ты был спасен. Я пришел, чтобы ты обрел покой. Чтобы перестал гадать о сво- ей судьбе на кофе и картах, ходить к экстра- сенсам и астрологам. Я буду твоей Судьбой, твоим Счастьем». И ты действительно очень счастливый человек, если веришь не в судь- бу, а в Христа.
Одна женщина как-то сказала мне:
– Отче, мне уже пятьдесят один!
Я ответил ей:
– Благодари Бога, что тебе удалось про-
жить полвека и что у тебя получилось узнать Того, Кто отведет тебя в Вечность. Твои годы приближают тебя к вечной жизни, к Тому, Кто говорит: «Я – Воскресение и Жизнь, и ве- рующий в Меня, если и умрет, оживет».
Люби родившегося Христа, и никогда не умрешь. Люби Того, Кто есть любовь, и знай, что любовь не умирает. Будь всегда с Богом!
www.pravmir.ru
|
Портал «Православие и мир» www.pravmir.ru 4
|
|
Еженедельная приходская стенгазета
Как правильно провести Святки?
Протоиерей Александр Ильяшенко
Святки, или святые дни... Увы, как часто после поста, интенсивной духовной жизни, кажется, что теперь «все можно», поупражнялись
в посте и молитве, теперь можно отдохнуть. А уж включить телеви- зор или почитать статьи о святках в светской печати, так и вообще окажется, что это – главное время гаданий... О том, как проводить святки, мы попросили рассказать протоиерея Александра Ильяшенко.
– А как вы относитесь к возрождениям традиций народных гуляний, святочного веселья, представлений?
– Сходить в театр на хороший спектакль – вполне уместно. А народные гуляния в наши дни, скорее, псевдонародные. Народные тра- диции давно умерли. Чтобы их возродить, несомненно, нужно очень тонкое чувство исторической реальности, эпохи, что из опы-
та предков нужно воспринять, а что – нет. На- пример, кулачные бои – всегда ли они будут ►
|
Портал «Православие и мир» www.pravmir.ru 5
|
|
Еженедельная приходская стенгазета
Как правильно провести Святки?
безобидными играми, не станут ли они чрез- мерно жестокими, не превратится ли празд- ник в трагедию?
– Святки – это еще и время дел милосердия?
– Да, православные на святках всегда старались уделять время делам милосер- дия. В эти дни особенно хорошо поделить- ся радостью Христова Рождества с людьми, сделав им что–то доброе. Многие посещают в эти дни больницы, детские дома, устраива- ют Рождественские концерты, поздравляют. Конечно, нужно заранее определить, куда пойти, в какой детский дом, может быть, под-готовить подарки детям. Или если не было такой подготовки, то можно присоединиться к какой–то группе, которая уже собирается посетить детский дом.
– Пост на святках отменяется вплоть до Крещенского сочельника. Но продолжа- ется супружеский пост, венчания соверша- ют уже после Крещения... Почему так?
– Святки – это период духовной радости, а не плотской. Действительно, заканчивается пост в еде. Но святки – это время особенно интенсивной духовной жизни: она не закан- чивается постом, наоборот, пост – это лишь подготовка к встрече праздника Рождества. Поэтому многие стараются и причащаться чаще на святках.
Речь идет о тех людях, кто живет полно- ценной церковной жизнью. Это правило не распространяется на всех. Важно пони- мать, что Церковь ничего не навязывает. Церковь, Господь говорит «Если хочешь быть совершенным». С другой стороны, апо- стол Павел говорит, что муж и жена долж- ны воздерживаться до времени: «Не укло- няйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молит- ве, а потом опять будьте вместе, чтобы не ис- кушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7).
Это очень реально, это учитывает челове- ческие возможности и не загоняет человека в угол. Значит, если ты можешь это понести, то хорошо. Не можешь – это не значит, что ты неполноценный человек, у каждого своя мера. Одно дело, если ты весишь 150 кило- граммов, то можешь понести груз в 50 кг, а если ты весишь 45 кг? Заставлять ли такого человека нести 50-килограммовый груз?
Святочные гадания
Церковь категорически запрещает гада- ния – будь то святочные или любые другие: «Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отечески- ми о них постановлениями, да подлежат пра- вилу шестилетней епитимии. Той же епити- мии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных та- лисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных язы- ческих вымыслов определяем совсем извер- гать из Церкви, как священныя правила пове- левают» (61 правило VI Вселенского собора).
www.pravmir.ru
|
Портал «Православие и мир» www.pravmir.ru 6
|
|
Благотворительный фонд «ПРАВМИР»
Поддержите людей, которым нужна помощь: отправьте sms на номер 3434 со словом ПРАВМИР и суммой пожертвования
www.fondpravmir.ru
|
Подготовлено совместно
с Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви
«Православие и мир» – ежедневно о том,
как быть православным христианином сегодня.
Редакторы: Мария Азизян, Анна Данилова Корректор: Екатерина Сысина
Макет: Сергей Амиантов
Верстка: Александр Архипцов
Адрес в интернете: www.pravmir.ru Электронная почта: gazeta@pravmir.ru
|
|
|