В сети Интернет распространяется фотография, на которой священник стоит со шляпой перед многочисленными верующими. На плакате рядом надпись: «Благословение величайшей святыней православного мира — шляпой святого Иоанна Кронштадтского». О том, где и при каких обстоятельствах сделан снимок, рассказывает насельник Свято-Успенского монастыря Донецкой епархии, иеромонах Тихон (Васильев).
Иеромонах Тихон (Васильев)
Пишу Вам по поводу недавней публикации “Протоиерей Алексий Уминский: Не в шляпе Иоанна Кронштадтского дело”. Данное интервью является комментарием к фотографии священника с шляпой св. Иоанна Кронштадтского и прихожанами.
По существу, отец Алексий говорит правильные вещи, осуждает определенную практику, искажения в церковной жизни. Все было бы хорошо, если бы данная статья не являлась комментарием к фотографии, на которой изображены РЕАЛЬНЫЕ люди – священник и прихожане.
К сожалению, отец Алексий дает комментарий к фотографии, вырванной из контекста – жизни и богослужебного цикла в Свято-Успенской обители Донецкой епархии. Являясь насельником данного монастыря, я хотел бы не только дать свой комментарий по поводу обычая, изображенного на фотографии. Удивляют оскорбительные высказывания диакона Андрея Кураева по поводу данной фотографии в его личном блоге, со ссылкой на данную статью. Воздержусь от комментариев.
Итак, каков же контекст этой фотографии? Изображенному на фото моменту прикладывания к шляпе св. Иоанна, которое происходит в монастыре два раза в год в дни памяти святого, предшествуют:
– шестичасовое всенощное бдение с проповедью о жизни во Христе отца Иоанна;
– личная (не общая!) исповедь всех паломников;
– шестичасовое утреннее богослужение (утренние молитвы, полунощница, акафист св.Иоанну Кронштадтскому на распев, часы, Литургия (на которой причащаются все паломники), молебен и проповедь.
До гражданской войны на Донбассе на праздник св.Иоанна Кронштадтского 2 января в монастырь приезжали ТЫСЯЧИ паломников из разных уголков Украины, и из России (еще раз подчеркиваю – все они исповедывались и причащались), и чтобы избежать давки, сохранить порядок и благочестие после Литургии, для организации движения масс паломников, возможно, размещались какие-то объявления, хотя лично я их не помню. Коллаж, размещенный в данной статье, уже разошелся по соцсетям и особенно популярен у разного рода насмешников и безбожников.
Мне же хочется обратить внимание православных читателей на то, что люди, приезжающие в монастырь на всенощное бдение 1 января, как правило, встречают светский Новый год также в стенах обители, без выпивок и гуляний, а в молитве и посте.
Люди, изображенные на фотографии (некоторых я лично знаю), приезжают в монастырь на несколько дней, исповедуются, постятся (пока мир безумствует в “новогодних торжествах”), и причащаются Святых Христовых Таин. Прикладывание к шляпе святого – лишь один из моментов их паломнического пути.
Отец Алексий в своем комментарии признает, что почитание вещей святых – древняя церковная традиция, восходящая к апостольским временам. Я бы уточнил, что эта традиция восходит еще к Ветхому Завету – вспомните милоть Илиину и пророка Елисея (3Цар.19:19; 4Цар.2:13). В богословском плане почитание святых мощей, разного рода материальных предметов укоренено в догматах иконопочитания и боговоплощения. Нет и не может быть противопоставления в почитании святых и почитании Христа. Для православного сознания очевидно, что почитая святых, их мощи, одежду, какие-то личные вещи – мы почитаем Христа воплотившегося, мы причащаемся нетварной благодати, преображающей материальный мир, и почивающей на тварных вещах. Для человека, живущего в теле, почитать святыни невозможно никак иначе, кроме как внешним телесным образом – прикладываясь, прикасаясь, лобызая их. Полноценное телесное участие в религиозной и духовной жизни является одной из характерных черт Православия.
Возвращаясь к монастырскому обычаю, изображенному на фотографии, некоторые спрашивают: «и все же – почему именно такая форма? Зачем надевать на голову шляпу? Мы же не надеваем на себя пояс Богородицы, не надеваем на себя вериги святого Петра и так далее».
С древних времен существует многообразная практика, связанная с почитанием, надеванием и ношением на себе христианских святынь. Прежде всего, все мы носим на себе нательный крестик – образ Креста Господня, освященного Кровью Спасителя. С древних времен христиане носили на себе образа святых, и частицы их мощей в мощевиках.
Практика надевания одежды святых не была выдумана в Донецком монастыре. Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать одно из древнейших произведений древне-русской письменности – Киево-Печерский патерик, житие Николы Святоши, князя Черниговского (память 27 октября нов.ст), где описывается как его брат князь Изяслав имел обычай надевать власяницу своего почившего святого брата инока, и таким образом неоднократно получал исцеление от болезней.
И в наше время, например, в старом соборе Сан-Франциско РПЦЗ хранятся вещи Свт.Иоанна Шанхайского. После совершения службы св.Иоанну священник благословляет верующих, накрывая их мантией святителя. Существует также обычай надевать вериги прп. Никиты Столпника, Переяславского чудотворца. Наверное, можно еще упомянуть множество схожих местных обычаев по всему православному миру. И их наличие никак не умаляет нашу православную веру. Скорее наоборот.
Я очень надеюсь, что своим комментарием никого не обидел. Просто давайте относиться друг к другу осторожнее, особенно комментируя фотографии людей, с которыми мы лично не знакомы.
Иеромонах Тихон (Васильев), докторант Богословского факультета Оксфордского университета