Фото Владимира Ештокина
«Где нет епископа, там нет Церкви» — эти слова священномученика Игнатия Богоносца уже почти две тысячи лет определяют всю важность и значимость епископского призвания. Дело в том, что епископ – это не просто одно из церковных служений. Без него Церкви не может быть вообще. Это непреложный факт, который никогда и никем не оспаривался в церковной традиции за все время существования новозаветной Церкви.
Сегодня епископское служение очень часто воспринимается несведущими людьми лишь как администрирование, а сам епископ – как некий «топ-менеджер», управленец высшего уровня. Казалось бы, все сходится: без грамотного руководства любая организация очень быстро прекратит свое существование. Однако совсем не об этом говорил Инатий Богоносец в своих знаменитых словах.
Да, епископы действительно вынуждены заниматься администрированием в своих епархиях. Но суть их служения не в распределении должностей и финансовых потоков. Епископ прежде всего – тот, кто совершает Евхаристию, или же – поручает совершить ее другому, специально поставленному служителю – священнику. Евхаристия невозможна без епископов, которые являются прямыми преемниками святых Апостолов. И если бы епископов не было, христиане не смогли бы приобщаться Телу и Крови Христовым, а значит – не смогли бы составить собою Церковь. Об этом, и о многом другом рассказывает сегодня один из епископов Русской Православной Церкви – Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский.
— Владыка, просьба к Вам, как к опытному архипастырю, ответить на несколько вопросов на тему епископского служения. Кто является преемником апостолов в современной Церкви: все священнослужители вне зависимости от сана или, например, только епископы?
— Чтобы правильно понять ответ на эти вопросы, прежде всего, важно понимать и знать кто такой Христос и что для нас с вами — Церковь. Христос – это наш истинный Бог и наш Спаситель, который пришел на землю, чтобы исполнить заповеди Своего Отца Небесного и мы получили бессмертие, наследовали Царство Небесное. Для этого Он дал людям закон под название Евангелие. И Он этот закон исполнил до Голгофы, до Крестной смерти и Воскресения. И Церковь воспевает: «Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?». Христос восстал из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех жизнь вечную даровав. Христос основал на земле Церковь – сообщество людей, обновленных Духом Святым. И день рождения церкви – это в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Итак, у нас с вами есть учение Христа, Он закон исполнил и Он основал Церковь, и в Церкви Он дал людям семь церковных Таинств: Крещение, Миропомазание, Елеоосвящение, Покаяние, Евхаристию, таинство Священства и таинство Брака. Что такое таинство церковное? Это особое священнодейство, в котором преподается человеку особая благодать Духа Святаго.
В Церкви есть таинство священства. Принимающие его люди — особые, они посвящают себя Богу и им дается благодать Духа Святаго – священнодействовать, совершать церковное таинство. Священномученик Игнатий Богоносец говорит «Где нет епископа, там нет Церкви». Почему? Епископ является правопреемником по благодати апостолов. Апостолы, возлагая руки на человека, давали ему дар апостольского служения епископской благодати. И только епископ в Церкви может поставлять священников и никто другой. Представьте себе — нет у нас священников. И как мы с вами будем исповедовать людей, совершать Божественную литургию, венчать и т.д.? Ничего этого не будет без священников. А священников не бывает без епископа.
Митрополит Георгий, фото Владимира Ештокина
В этом смысле, когда приходят протестанты и говорят «я священник, я епископ» — они безблагодатные. У них бумажка есть, о том, что они вроде бы — епископы, но у них нет апостольской преемственности. Поэтому не совершаются у них церковные Таинства, не приобщаются они Тела и Крови Христовой, все это у них лишь внешняя форма, один обряд без содержания, без благодати. Мы приводим человека в храм, над ним священник совершает молитвы крещения и он становится христианином. И люди, особенно взрослые, это чувствуют – он христианин или нет, и нам нем есть Печать Дара Духа Святаго или нет.
Мы очень часто воспринимаем епископа как человека, сидящего на почетном месте, которому все кланяются, относятся с почтением. Но весь этот почет – не епископу как человеку, а епископу – как к носителю благодати Духа Святаго. Вместе с тем, дорогие братья и сестры, на епископе лежит ответственность перед Богом и Церковью, за благоустроение жизни церковной. Он за все отвечает: и за праведную жизнь и за неустроенную, и за чистоту, и за разрушение, и он призван полагать душу свою за други своя в благоустроении жизни церковной. Поэтому епископ – это как ангел хранитель для той земли, куда он призван. Не как человек, а как носитель апостольской благодати. Поэтому – где нет епископа, там нет и Церкви.
И апостол Павел говорил «Кто епископства желает, тот доброго дела желает». Дело в том, что в древней Церкви, первые три века многие епископы становились мучениками. За их веру и служение, гонители христианства подвергали их смерти. Поэтому апостол и говорит «доброго дела желаешь», то есть ты идешь на мученичество. Епископ – это не духовный чиновник, высокого ранга и звания. Это совершенно не так, может быть, многие так воспринимают епископа, но прежде всего это носитель особой благодати Духа Святаго. На епископе лежит ответственность в поставлении священнослужителей – тех людей, которые совершают Таинства в Церкви.
— В чем разница служения епископа и священника?
— В древней церкви был сан хор-епископа (сельский епископ) – то есть в каждом населенном пункте был свой епископ. Священники помогали епископу в служении. Поскольку стала развиваться жизнь, приумножаться количество прихожан в древней Церкви, епископ стал делегировать полномочия священникам через то, что мы сейчас знаем как антиминс – специальный плат для священнодействия в той или иной общине от имени епископа. И на епископе лежит вся ответственность за благоустроение жизни церковной, а священник помогает епископу в несении этого служения. И помогает не административно, а духовно. Мы говорим «Христос посреди нас» и отвечаем «и есть и будет». Это служение наше Богу, Церкви, народу Божиему призвано к тому, чтобы помочь человеку в своем сердце найти дорогу к Богу и наследовать Царствие Небесное.
— Почему все епископы монахи?
Мы знаем, что в первые века были епископы и семейные и безбрачные. Но Церковь увидела, что служение епископа требует полной самоотдачи и самоотречения от всего земного. Что такое монашество, дорогие братья и сестры? Мы знаем, что в Ветхом Завете есть назорейство. Назорей – это человек, который посвящал себя Богу. Но назорей давал обеты временно, на год, на пять, на десять лет. А монах это как воин Христов, который приносит духовную присягу. А дает он Богу три обета: обет безбрачия, обет отречения от своей воли, то есть послушания и обет нестяжания – не иметь своего имущества. С этими обетами человек живет и несет свое служение, подвизаясь в монастырях, в келиях, в отшельничестве. И общины церковные стали призывать именно таких людей на епископское служение, чтобы они, духовно опытные, укрепившиеся, не обремененные заботами о семье и вообще почти ничем земным, несли свое служение в Церкви Христовой в качестве епископов. Таким образом сформировался институт епископа монаха.
В XX веке была попытка разрушить образ епископа. В 20-30 годы было обновленческое движение, когда через власти, пытаясь разрушить церковную жизнь была создана параллельная иерархия из обновленцев. И вот там как раз и митрополиты, и епископы щеголяли в красных штанах с лампасами и в кожанках поверх ряс. Они создавали семьи и разводились и еще как-то жили. И пытались все это именем Церкви провозглашать. Но все это конечно же было беззаконием, слава Богу, быстро разрушилось и мы вернулись на устои жизни древней Церкви.
— Кто несет большую ответственность — епископ или священник?
— Епископ. Потому что епископу вручается духовная власть отвечать за всю ту паству, того региона, которая ему вверена. У кого больше полномочий, у того больше и ответственность.
— Отнимается ли апостольская благодать у епископа, который ведет себя недолжным образом?
— По церковной традиции есть такое понятие как лишение сана. Как невидимым образом человек получает особую благодать при хиротонии или в священника или в епископа. И Церковь определяет, достоин ли ты нести это служение. Если твои дела доходят до разрушения, мерзости и беззакония, то собор епископов определяет, что ты своими делами разрушаешь апостольское служение, и выносит решение о низвержении тебя из сана и ты для Церкви становишься или монахом или мирянином.
— Кто может судить епископа?
— Епископа может судить собор епископов. Церковный суд выносится благословением Святейшего Патриарха и собором епископов. И епископ, и священник, и мирянин живут по канонам Церкви, по правилам и законам. И если человек ведет нецерковную жизнь, конечно, это осуждается Церковью, независимо от его сана.
Благодарим за организацию интервью пресс-службу Нижегородской епархии.