Назначение митрополита Анастасия правящим архиереем Симбирской митрополии встретило протест со стороны нескольких клириков и группы мирян епархии. Мы приводим хронологию конфликта
В 2013 году несколько бывших выпускников Казанской семинарии обратились в Патриархию и Учебный комитет РПЦ с жалобами на проректора по воспитательной работе Казанской семинарии игумена Кирилла (Илюхина), сообщив о содомии (гомосексуальных отношениях) в семинарии. Вскоре в Казанской семинарии начала работу комиссия Учебного комитета Русской Православной церкви, возглавляемая протоиереем Максимом Козловым. После проверки игумен Кирилл был снят с должности проректора семинарии, а в 2014 году ректором семинарии вместо митрополита Анастасия был назначен игумен Евфимий (Моисеев). Недавно в интернете появился ролик о жизни семинаристов Казанской семинарии, набравший рекордное количество просмотров.
На заседании Священного Синода в июле 2015 года митрополит Анастасий был назначен правящим архиереем Симбирской епархии, а митрополит Симбирский Феофан был переведен в Казань. После этого два священника и группа мирян Симбирской епархии обратились с письмом к своему бывшему митрополиту Феофану с просьбой убедить митрополита Анастасия оправдать свое имя после прозвучавших ранее обвинений.
20 июля 2015 г., перед приездом митрополита Анастасия в Спасо-Вознесенский собор Симбирска, авторы письма, протоиерей Иоанн Косых и священник Георгий Рощупкин с группой верующих, собрались перед собором. Прибытие митрополита Анастасия в собор было встречено скандированием “Анаксиос” (недостоин по-греч.), затем собравшиеся проследовали в собор и продолжали скандирование “Анаксиос” во время богослужения.
Как пояснили затем протестующие священники, они требуют, чтобы митрополит Анастасий оправдался после всех озвученных обвинений. Протоиерей Иоанн Косых высказал точку зрения собравшихся:
«Мы не обвиняем владыку Анастасия, мы знаем, что в обществе об этом стали говорить. Об этом писали в прессе, в интернете, об этом очень много было статей». Потом священник сообщил, что после волны обвинений владыка Анастасий должен был или «очистить свое имя», или «уйти на покой и сказать: я не буду защищать свое имя, не хочу с ними воевать», иначе, по словам протоиерея Иоанна, вся епархия оказывается под содомским и гоморским наветом.
Митрополит Анастасий прибыл на новое место служения, прошел с Казанской иконой в алтарь собора и провел первое богослужение в храме, после которого обратился к молящимся со словом о протестах против его назначения.
«Я прислан сюда не своей волей, а изволениеv Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода. Если я прослужил церкви 46 лет, то, наверное, если я недостоин был этого пастырского служения, Святейший Патриарх давным-давно прекратил бы мою пастырскую деятельность. Но благодаря Господу и Царице Небесной я несу это послушание уже 26 лет в архиерейском сане. Если кто-то бывал в Казани, то знает, какие прекрасные храмы, какие святыни находятся там.
Этот бесшабашный акт (протест священников у стен собора – прим.ред.) совершился из-за того еще, что в храм был принесен образ Казанской иконы Божией Матери, любимый образ последней настоятельницы Казанского-Богородицкого монастыря, которая в 1922 году была расстреляна прямо у стен Богородичного монастыря, и этот образ передавался верующими людьми, монахинями, которые сохранили его. Я взял его с собой, чтобы освятить образом Царицы Небесной святую землю и чтобы она стала покровительницей не только нашей, но и покровительницей всей земли.
Фото: simbeparhia.ru
Пусть Господь судит каждому по делам его. Но то, что совершилось, я думаю, найдет возмездие у Господа. Я не могу ничего сказать ничего в свое оправдание, потому я знаю, что ничего сказать нельзя. Мой духовный отец, отец Иоанн (Крестьянкин), у которого я воспитывался и много лет находился под его духовным руководством, по навету таких же людей понес наказание и 7 лет отбывал тюремное заключение. Я, слава Богу, услышал только такие анафематствования, которые прозвучали, я думаю, не от православных. Смысл нашей жизни – приобретение Царства Божиего, служение Господу, возрождение себя к вечной жизни. Если Господа нет в нашей жизни, если мы беснуемся, если мы кричим, если в нашей жизни нет святого, то далеки мы от Господа и тем более от Покрова Царицы Небесной, а я верю, что она всегда будет со всеми нами и не оставит нас в трудную минуту. Сегодняшний день, когда мы празднуем явление Казанской Божией Матери во граде Казани ознаменовался для меня таким испытанием.
Я надеюсь на вас, дорогие братья и сестры, что вы поддержите меня в трудную минуту и не дадите темным силам, чтобы они злобствовали в этом городе и не только в городе.
Но самое главное хотелось бы, чтобы Царица принесла свой мир в их души, возмущенные не знаю пока каким причинам.
У нас есть только Господь, только Царица Небесная, а на земле есть Святейший Патриарх и Священный Синод. И никакие Кураевы, никакие кураевские последователи в конце концов не могут разрушить ту Церковь Христову, Которую Господь создал и сказал «Я с вами до скончания века». И Церковь будет существовать несмотря на все происки дьявольские в лице вот таких темных лиц, которые, к сожалению, живут на нашей земле».
Правмиру удалось получить комментарий помощника Митрополита Анастасия иеромонаха Филарета (Кузьмина):
О письме клириков
– Там говорится об одном из канонов, который, насколько я помню истолкование канона Вальсамоном, вообще утратил силу, в связи с некоторыми новеллами, которые не ограничивают срок судопроизводства. Поэтому о годичности говорить не приходится.
Второе: я считаю, что в современном мире человек, который выдвигает обвинения, должен их доказать, а не обвиняемый должен оправдываться. В нашем случае, митрополиту, мне оправдываться не в чем. Хотя обвинений у того же Андрея Вячеславовича (Кураева – прим.ред.) достаточно, благо, у человека, видимо, фантазия работает хорошо. Митрополиту Анастасию не в чем оправдываться. Нет смысла доказывать, что он – не верблюд. Один раз скажет, второй – любого человека можно обвинить, а он потом пусть оправдывается. Я считаю, что это в корне неправильно, вообще, создание этого прецедента – это неправильно.
О протесте священников
– Насчёт того, что было учинено: я в этом городе первые сутки пребываю, поэтому могу ссылаться только на других людей. В частности, вчера вечером один из местных блогеров опубликовал свою замечательную заметку о том, что на этом – не знаю, как назвать, – митинге, акции, – присутствовали профессиональные митингующие, которые здесь, в Ульяновске, часто на таких мероприятиях принимают участие. Их целенаправленно привезли, отвезли на автобусах. Их задача была – записать этот видеоролик с шабашем, который они устроили в стенах святого храма. Они это записали, тут же выложили в сеть, а дальше вы сами прекрасно знаете.
Заблаговременно, дня за два, сюда приезжал новый секретарь епархии, иерей Дмитрий Фомин, который встречался с этим отцом Иоанном и предложил ему решать всё так, как должно решаться в Церкви: если у тебя есть претензии, то обращайся в церковный суд, и как решит суд, так и будет. Отец Иоанн предпочёл иной метод, который, с моей точки зрения, является контрпродуктивным и, более того, разрушающим и церковное единство, и, наверно, самое главное – души тех верующих людей, которые пришли в храм помолиться перед образом Казанской иконы Божией Матери.
Всё хочется решить мирно, в рамках канонического права, а не запретами. Если бы эти священники пришли поговорить! А то ведь невозможно: этот ор постоянный, крик и съёмки. Приехавший секретарь предлагал отцу Иоанну обратиться в церковный суд, сказал, что поддерживает это начинание, но только если будут доказательства.
Вчера, после богослужения, я видел своими глазами: верующие плачут, просят простить за то, что такая встреча была, такое поведение. Верующие, на самом деле, по-доброму отнеслись к назначению, общаются очень хорошо. Сегодня после литургии люди долго прикладывались ко кресту у владыки, потому что каждый что-то рассказывал, общался – верующие люди и ведут себя, как верующие. А то, что случилось, это, конечно, не майдан – я не могу такие слова произносить, – но что-то, не относящееся к Церкви, к общине.
Журналистские неточности
– У меня к журналистам всегда много претензий: вчера, например, один из местных порталов писал, что митрополит Анастасий с сердечным приступом покинул храм, богослужение было прервано и так далее. Ничего подобного не было.
Другой человек пишет, что в храме осталось десять человек. Вы возьмите фотографии – там далеко не десять человек.
И сегодняшнее богослужение по меркам местного города посетило достаточное количество человек. Я не могу сказать, что их мало. Мы, например, в Казани привыкли, что в этот день приходит тысяч десять человек – крестный ход, богослужение. Здесь я спросил духовенство: сказали, нет, нормальная практика.
Об оправданиях
– Я знаю, как у нас всякое слово воспринимается некоторыми известными блогерами – бессмысленно что-то говорить. Когда у меня ещё хватало внутренних сил читать такое: «Казань с радостью восприняло известие…» – вы зайдите на «Православие в Татарстане», на отзывы людей посмотрите, какой это резонанс вызвало, люди действительно плакали. Письма до сих пор приходят – сегодня приехала православная молодёжь, привезла из Казани письма в поддержку архиерея. А в интернете всё пишут ровно наоборот, всё, что бы ты ни сказал, ни сделал – будет истолковано не так.
Самое главное: мне хочется, чтобы прозвучали эти слова: ждать оправданий от человека, который на основании домыслов поливается грязью, не стоит – не в чем ему оправдываться».
Правмир продолжает следить за развитием событий в Симбирской митрополии и просит читателей сугубо молиться о достойном разрешении ситуации.
|