Крупная надпись «Умирает ребёнок! На сборы осталось три дня!» с фотографией младенца – и все стремятся перевести деньги на указанный счёт. И только потом спохватываются, что к фото не приложены ни история болезни, ни документы из клиники, где будут проводить срочную операцию. А если денег просит батюшка, как не помочь на святое дело? Одолевать уважаемого человека уточняющими вопросами? А спрашивать нужно. Корреспондент «Правмира» разобрал несколько случаев мошенничества и выяснил, на что обратить внимание, чтобы не стать обманутым.
«Помогите детям!»
![](http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2015/07/119-600x424.jpg)
Вот такие листовки можно было найти у свечного ящика в одном московском храме. Все очень благообразно: священники, дети, сбор гуманитарной помощи. Что же не так?
Во-первых, то, что проспект лежал на свечном ящике, ни о чём не говорит. В лавках храмов, особенно больших, может быть много печатной продукции: приходская газета, буклеты паломнических служб, объявления о встрече православной молодёжи, бланки поминальных записок. Стопку листков, подложенную мошенниками, дежурная может попросту не заметить, а тем временем её разберут.
![](http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2015/07/217-600x424.jpg)
В конкретном случае настораживает несколько моментов. Судя по количеству детей, речь идёт о приюте, дневном стационаре или центре коррекционной терапии. Но где название организации в буклете? Два сотовых телефона и контактное лицо — «о. Кирилл». Но где же его фамилия, полный сан и место служения, как можно проверить, действительно ли этот человек – настоящий священник?
Корреспондент «Правмира» позвонила по этим номерам. По одному из них ответил мужской голос и только после настойчивых расспросов назвал храм в подмосковных Люберцах. В этом вполне реальном храме никакого «отца Кирилла» не знают.
Не странно ли, что гуманитарную помощь почему-то следует подвозить не в храм, а в офис? И, наконец, деньги просят перечислять на карту частного лица. Благотворительные фонды иногда используют такой способ для оперативных сборов, поскольку деньги с частной карточки можно быстро обналичить. Но тогда держателем карты бывает либо известное лицо из руководства фонда, либо родитель ребёнка, на лечение которого собирают средства, что и указывается рядом с реквизитами. Здесь же карта может быть оформлена на кого угодно.
«К вам обращается батюшка…»
На днях мне пришло любопытное послание «ВКонтакте» (орфография оригинала сохранена):
«здравствуйте к вам обращается батюшка, это не шутка и не вымогательство. Мы вынуждены писать всем пользователям соц.сетей. Т.к. Нуждаемся в пожертвовании для покупки утвари и облачения». Тем, кто может помочь, предлагалось написать отправителю – «архимандриту Никону Ботяеву».
![](http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2015/07/Dopomozhite-1-600x334.jpg)
Что с этой просьбой не всё в порядке, понятно сразу: обычно сбор денег на храм такой перепиской не сопровождается. Приход (официальное название которого звучит так: «Религиозная организация приход храма такого-то в городе таком-то») – юридическое лицо со всеми атрибутами, включая юридический и физический адрес и расчётный счёт, на который можно перечислить деньги.
«Архимандрит Никон» при попытке найти его через поисковики оказался крайне интересной фигурой. Место служения в его профиле указано не было, но он оставил след в некоторых сообществах. Вот, например, группа «Типичный Петропавловск».
![](http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2015/07/Dopomozhite2Petropavlovsk-600x351.jpg)
На первый взгляд, всё чисто: есть фонд, он проводит ярмарку. Только с реквизитами у фонда явные нелады: адрес отсутствует, а в расчётном счёте вместо БИК (банковского идентификационного кода) значится BIN (банковский идентификационный номер, не нужный для обычного перевода).
Много денег на счёт коммерческого банка с ошибкой не пройдёт – скорее всего, при попытке отправить перевод система запросит дополнительные данные. Но ведь возможна и корректировка указаний по телефону «для справки».
Самые интересные результаты принесла попытка определить конфессиональную принадлежность «архимандрита Никона». Почему-то материальную помощь человек с таким ником стремился собрать на католических ресурсах. Один и тот же текст про «общину всех святых» мелькал в группах католиков Астаны, Алма-Аты, Саратова, Владимира, Волгограда…
![](http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2015/07/Dopomozhite-3-Po-katolicheskim-resursam-2-471x600.jpg)
Верхняя запись на странице самого «архимандрита» (заблаговременно вычищенной так, что за несколько лет осталось лишь несколько записей) начиналась многообещающей фразой: «Многие говорят нам: «Ой! Да вы – раскольники!..»»
![](http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2015/07/Dopomozhite-Avatara-600x357.jpg)
Парой записей ниже висел тропарь митрополиту Иосифу Петроградскому (Петровых; канонизирован Русской Зарубежной Церковью и несколькими раскольничьими юрисдикциями). А среди «фотографий со стены пользователя» нашлись портреты «иерархов» «Патриархии Русской Истинно-Православной Катакомбной Церкви» (ПРИПКЦ), в том числе её лидера, «патриарха» Венедикта (Молчанова).
![](http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2015/07/Patriarh-Venedikt-Molchanov-600x483.jpg)
На момент написания материала профиль «архимандрита Никона Ботяева» «ВКонтакте» полностью обновлён, все фотографии из него убраны. Теперь хозяина страницы зовут «Ильёй Батяевым», хотя адрес у неё старый.
![](http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2015/07/Dopomozhite-6.jpg)
![](http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2015/07/Dopomozhite-5-Ilya-Batyaev-600x328.jpg)
То ли батюшка, то ли матушка
Несколько лет назад на один из православных форумов пришел человек, зарегистрировавшийся под именем «отец Василий». Местом своего служения он указал Крым, а на «аватарку» поставил не очень разборчивое фото в облачении. В сообщениях «батюшка» разместил несколько других снимков – на фоне храма, с друзьями, матушкой и детьми. Только вот изображённую церковь участники форума опознали как принадлежащую «Киевскому патриархату». После этого «отец Василий» стал путаться с названием прихода, где он служит, собственной фамилией и текущим местоположением.
Тем временем модераторы установили, что с того же IP-адреса в разных соцсетях зарегистрировано несколько профилей. Судя по ним, священник Василий служил в разных городах Крыма: Севастополе, Симферополе и Евпатории. Вот только среди клириков храмов этих городов иерея с таким именем не нашлось.
Под именем «батюшки» скрывается «матушка» – профессиональная мошенница. Анастасия Степановна Федыняк обычно представляется либо именами действующих священников — не все же ведут свои страницы и вообще следят за интернет-жизнью, — либо женой или сестрой священника. Было у неё и несколько «монашеских» аккаунтов. В Сети мошенница вела нейтральные разговоры, сразу денег ни у кого не просила, входила в доверие. Однако количество героев, которых она играла, видимо, позволяло ей существовать вполне безбедно.
Несколько общих правил
Интернет – место встречи множества незнакомых друг с другом людей. Поэтому, прежде чем переводить деньги неизвестному батюшке, надо постараться узнать о нём как можно больше – прежде всего, имя, фамилию и место служения. Все эти данные легко проверяются на сайтах епархий или конкретных храмов.
Имя священника (в крещении) или монаха (в постриге) может не совпадать с паспортным, однако эта разница, как правило, отражена в церковных документах. Ситуацию может прояснить, например, копия ставленнической грамоты.
Пожертвования «на приход» и «на монастырь» удобнее перечислять на их расчётный счёт, такое желание всячески приветствуется настоящими священниками. Полные реквизиты легко проверить по сайтам организаций.
Скорее всего, на профильных форумах мошенников будет меньше, чем в социальных сетях. Часто модераторы православного форума, регистрируя священника, проверяют его место служения. В социальных сетях ты можешь назваться кем угодно.
Проблема мошенников и самозванцев, представляющихся священниками, волнует и само духовенство. В Интернете уже появились специальные группы, посвящённые деятельности наиболее заметных «героев» и обнаружению новых.
|