В XIX веке количество женских монастырей в России значительно увеличилось. Историки называют различные причины: реформы Петра I, пробудившие в женщинах стремление к самостоятельности и образованию, отмена крепостного права, изменившая положение женщины в крестьянской семье, царящий в «просвещенном» обществе 60-х годов XIX века мотив «вернуть долг народу» – все это в определенной степени способствовало «хождению» дворянок и женщин из разночинской среды в послушницы. Но было еще одно явление в нашей Церкви, помогшее расцвести женскому иночеству.
Две общины
«Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои – да будут с тобою!»
В одном из сел, где монахиня остановилась на отдых, ей снова было видение Божией Матери
В одном из сел, где монахиня остановилась на отдых, ей снова было видение Божией Матери, указавшей, что это и есть то самое место, которое Она повелела искать. Окончив все свои мирские дела, распорядившись своим имуществом и имениями, мать Александра осталась в этом селе, выстроив себе келью и прожив в ней 20 лет. В 1773 году на том самом месте, где ей явилась Царица Небесная, мать Александра приступила к постройке каменного храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Чуть позже местная помещица пожертвовала 1300 кв. саженей своей усадебной земли возле Казанской церкви. Монахиня Александра построила здесь три кельи и оградила строения деревянной оградой. Одну келью заняла сама с послушницей, в другой пригласила жить еще трех послушниц, а третью предоставила для паломников. Так постепенно возникла Казанская община, возросшая в 1790-х годах до 52 сестер.
В 1826 году рядом с Казанской была устроена еще одна девичья община – Мельничная.
В 1842 году эти две общины слились в одну, которая в 1861 году была преобразована в монастырь. Сегодня – после атеистического ига – обитель расцвела с новой силой.
Покровский Ардатовский монастырь
В начале XIX века, за городом Ардатовом, желая сохранить себя в чистоте и непорочности, мещанская девица Васса Дмитриевна Полюхова скрылась от мира в ветхой хижине. Воодушевленные ее примером, к ней стали приходить девицы с просьбой взять их к себе. Васса Дмитриевна не дерзнула принять столь ответственное решение самостоятельно и отправилась за советом к старцам. «Батюшка, принимать ли нам других девиц, желающих жить с нами?» – вопрошала она. «Грядущаго ко Мне не изжену вон», – был ответ. Так было получено благословение.
Постепенно община разрасталась, и в 1810 году Васса Дмитриевна приобрела дом с земельным участком в Ардатове. Так возникла Ардатовская богадельня. Сложился определенный порядок трудов, келейной и церковной молитвы. Сестры стали носить черное одеяние. Васса Дмитриевна приняла монашество с именем Веры и была почитаема всеми как настоятельница общежития.
В 1832 году общиной в срочном порядке, без внешней необходимости, было куплено место за городом. Промысл стал ясен только в 1837 году: 23 ноября страшный пожар обрушился на постройки богадельни. Все было уничтожено. Городские власти не разрешили восстановить общину на прежнем месте. Тут-то и вспомнили про купленный пять лет назад участок земли. На новом месте было построено 19 келий. 9 мая 1842 года община была утверждена Святейшим Синодом, в 1860 году – построен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1861 году община получила статус женского общежительного монастыря 3-го класса. Постепенно монастырь разрастался и обзаводился необходимыми строениями. В начале XX века в обители жили более 300 сестер.
«В Покровской общине девица 40 лет неподвижно лежит на правом боку. Постель ее – голые доски. Возглавие – из древесного отломка…»
В общине подвизалась Агриппина Филиппова Петрова († 08.03.1854). Вот что писал об этой страдалице протоиерей П. Лебедев на основании записок ее современника: «В Нижегородской губернии города Ардатова, в Покровской женской общине одна сельская девица 40 лет неподвижно лежит на правом боку. Постель ее – голые доски. Возглавие – из древесного отломка. Руки ее иссохли так, что ни протянуть их вниз, ни поднять кверху нет никакой возможности, и для поддержания их подложен такой же отломок дерева. От плеч и локтей кости отделились, остались одни ямы, обтянутые кожей, а на костях выросли хрящеватые бугры. Ребра правого бока сбиты к самой груди и прямы, как трости…» Почти 40 лет прикованная к постели, подвижница кротко переносила страдания и стяжала дары прозорливости и непрестанной молитвы.
После революции по договору с местными органами власти монашеская община еще некоторое время существовала. Но 25 июня 1928 года постановлением Арзамасского уездного исполкома храмы монастыря были закрыты, а 29 марта следующего года договор с общиной был расторгнут и монастырь был окончательно ликвидирован.
С 1930-х годов в помещениях монастыря располагалась Ардатовская воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних.
К настоящему времени от построек монастыря практически ничего не сохранилось.
Спасский Зеленогорский женский монастырь
В 1800 году вдова Мавра Матвеевна вместе со Стефанидой Корниловной, Татьяной Макарьевной, Татьяной Петровной и Ульянией Михайловной, возрадев о благочестивой жизни и заручившись благословением Преосвященного архиепископа Нижегородского Вениамина, поселились в 85 верстах от Нижнего Новгорода на месте заброшенного мужского монастыря. Жизнь их строилась по образу келейной монастырской и отличалась, по словам современников, необыкновенною простотою. Сестры содержались чрез Христово подаяние. Вскоре их община стала именоваться Спасо-Зеленогорской богадельней. Постепенно число насельниц стало умножаться. Строились новые кельи. Сестры вместе молились, а на богослужения ходили в приходскую церковь. В 1816 году богадельня насчитывала 25 человек. Но лишь в 1842 году обитель была официально утверждена общиной с дозволением принимать на свое имя пожертвования и приношения, как и всякому православному монастырю.
В общине подвизалась блаженная Ирина Зеленогорская. Житие повествует: «Живя в убогой келье, беспрерывно находясь в труде, она глубочайшим смирением и своим неизменно веселым настроением, с каким исполняла все возлагавшиеся на нее работы, воодушевляла к трудам и прочих сестер обители, мирян же особенно увещевала быть милостивыми. Кроме келейных и общественных молитв, Ирина, неся крест юродства, целые ночи в летнее и зимнее время посвящала молитвенному подвигу, находя неизъяснимую усладу в непрестанной сокровенной молитве и располагая к ней инокинь: ее видели на молитве и в башне, и в колодце, и под церковью, и в других потаенных местах. Благочестивая старица Ирина, перенеся немало горя от неразумных на своем веку, тихо скончалась за молитвою, будучи почти ста лет от роду». Умерла старица в 1843 году.
Во второй половине XIX века общиной был построен собственный храм.
А 7 июля 1893 года произошло долгожданное событие – Зеленогорская община была возведена в степень монастыря.
Под руководством дочери казака Войска Донского, первой игумении Зеленогорского монастыря монахини Таисии (Пелагии Алексеевне Скрипкиной) обитель расцвела: деревянную церковь Нерукотворного Спаса поставили на каменный фундамент, возвели каменную церковь в честь иконы Божией матери «Споручница грешных» и каменную колокольню, семь зданий различного назначения. В монастыре проживало 300 человек. К концу XIX века обитель имела 538 десятин земли, великолепно налаженное хозяйство, дорогое имущество и процентные бумаги.
Революционные события 1917 года резко изменили плавное течение жизни насельниц: первоначально монастырь стал сельскохозяйственной артелью, а в 1929 году и вовсе был закрыт. Почти все строения были разрушены, оставшиеся позже стали использоваться под детский дом и школу. Кирпич монастырской ограды пошел на строительство колхозного двора. На месте монастырского кладбища появился стадион.
В 2012 году по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия Зеленогорский монастырь начал возрождаться.
Связующая нить
Что связывает всех этих женщин, с таким разными судьбами – богатых и бедных, здоровых и немощных, вдов и девиц? Да, стремление ко Христу. А еще – деятельное участие в их жизни и в жизни обителей, в которых они подвизались, преподобного старца, которого Сама Царица Небесная называла «Любимче Мой».
История Казанской женской общины тесно связана с преподобным Серафимом Саровским. По его благословению была основана Мельничная община. Пресвятая Богородица явилась старцу в Саровском лесу и указала место для будущей обители.
«И указала, как обнести это место канавкой и валом, и повелела, чтобы это было сделано трудами самих сестер. И приказала сначала из Саровского леса срубить двухпоставную ветряную мельницу и первые келлии, а потом, по времени, соорудить в честь Рождества Ее и Сына Ее Единородного двухпрестольную церковь для сей обители, приложив ее к паперти церкви Казанского явления Своего. И Сама дала ему для сей обители устав новый, нигде до того времени ни в какой обители еще не существовавший. И за непременное правило поставила заповедь, чтобы в сию обитель не дерзала быть принимаема ни одна вдовица, а всегда принимались бы лишь одни девицы, на прием которых Сама Она изъявит Свое благоволение, и обещалась Сама быть всегдашней Игуменией сей обители Своей, изливая на нее все милости Свои и всех благодатей Божиих благословения со всех Своих прежних Жребиев: Иверии, Афона и Киева».
Закладка мельницы состоялась 9 (22) декабря 1826 года. «В зачатие праведной Анны и я хочу зачать обитель!» – сказал преподобный.
Серафимо-Дивеевскую обитель, возникшую из двух общин, называют с тех пор, по слову Царицы Небесной, Ее Четвертым уделом.
Сегодня Серафимо-Дивеевский женский монастырь – один из самых известных и крупных монастырей Русской Православной Церкви. Более 500 насельниц, десятки тысяч паломников – всех этих людей призывает к себе преподобный старец.
День своего рождения обитель празднует 22 декабря – в память об основании преподобным Серафимом Саровским Мельничной общины. Нынешний год юбилейный – судьбоносному событию исполняется 190 лет.
Именно в Саровскую пустынь, где подвизались старцы отец Серафим и отец Иларион, отправилась Васса Дмитриевна Полюхова за духовным советом. Отец Серафим принимал неустанное участие в жизни Ардатовской общины: под его руководством был составлен устав, он заботливо окормлял сестер, благословлял настоятельниц. Ардатовские сестры ничего не начинали и не предпринимали без его благословения.
Еще не успела она выговорить ни одного слова, как святой старец громко сказал ей: «Без нужды кланяетесь»
Примечателен случай: в один неурожайный год Ардатовская богадельня оскудела запасами. Начальница общины отправила старицу Татиану Васильевну с несколькими сестрами в Саров к отцу Серафиму. «Около пустынки увидали они преподобного за работой: он в огороде копал гряды. Не доходя до батюшки, Татиана Васильевна поклонилась ему до земли. Еще не успела она выговорить ни одного слова, как святой Старец громко сказал ей: “Без нужды кланяетесь”. Потом, махнув ей рукой, прибавил: “Иди домой! Без нужды кланяетесь”. Но удивлению их не было границ, когда, по приходе домой, они нашли сестер радостными и успокоенными. Неизвестный благотворитель прислал в богадельню три воза муки. После оказалось, что благотворитель поступил так во исполнение воли преподобного Серафима».
Это батюшка Серафим в 1832 году настоятельно рекомендовал изумленным сестрам без промедления купить участок земли, так пригодившийся им спустя пять лет.
Агриппину Филиппову Петрову на подвижничество в Ардатовской общине благословили Саровские старцы.
Поселившись в 1778 году в Саровской пустыни, отец Серафим по поручению братии почти каждый год бывал на Зеленогорской ярмарке, где закупал все необходимое для обители. Видя место, где находился упраздненный мужской монастырь, преподобный всем сердцем скорбел о его запустении. Но в один из своих приездов отец Серафим заметил небольшую келью в углу монастырской ограды. Святой возрадовался духом, прозревая в этом событии начало возрождения обители.
С тех пор преподобный Серафим Саровский стал всячески покровительствовать сему месту. Именно отец Серафим направил сюда Ирину Лазаревну, которая стала блаженной Ириной Зеленогорской и смогла своим примером подвигнуть сестер к трудам праведным.
В 1903 году монахини Спасо-Зеленогорского монастыря во главе с настоятельницей матушкой Таисией участвовали в торжествах прославления преподобного Серафима.
Сегодня разоренная Спасо-Зеленогорская обитель трудами сестер Серафимо-Дивеевского монастыря постепенно восстанавливается в качестве Зеленогорского скита.
Как отец родной
Старец не делал различия между бедной крестьянкой и знатной аристократкой – это и было выражением подлинного равенства
Итак, в увеличении числа женских обителей в XIX веке далеко не последнюю роль сыграли старцы, к которым приводила русских женщин тяжелая судьба вкупе с духовными исканиями. Преподобный Серафим Саровский проявлял особое попечение о женских душах. Несмотря на роптание братии своего монастыря, смущавшейся постоянными появлениями женщин в обители, старец смиренно руководил духовным возрастанием вдовиц и девиц – он не делал различия между бедной крестьянкой и знатной аристократкой. Его сердце сочувственно отзывалось на слезу каждой из них – это как раз и было выражением того подлинного равенства и справедливости, которые потом так слепо и безумно русский народ искал в революции… Важно отметить, что вообще подобное доброе, отеческое и лишенное всякого высокомерия отношение мужчины к женщине в то время было величайшей, а потому весьма драгоценной редкостью. Поэтому, наверное, неудивительно, что поток желающих принять иноческий образ не ослабевал: старцы показывали куда более человеческое отношение к «слабому полу», чем было принято в патриархальном российском обществе того периода. Упражняясь в молитвенных подвигах, осваивая аскетическое делание, много трудясь, «ученицы» духовно возрастали от силы в силу.
Имя «Серафим» с древнееврейского языка переводится как «Огненный ангел». Словно лампады, зажигал «Огненный ангел» Русской Церкви сердца русских женщин. И они, пламенея любовью, согревали, освещали и освящали мир, созидая новые и восстанавливая старые обители как в Нижегородской губернии, так и далеко за ее пределами.
Ольга Викторовна Букова, нижегородский краевед, после многолетней работы с архивными документами по истории монастырей Нижегородской епархии написала книгу «Женские обители преподобного Серафима Саровского», в которой речь идет о десяти женских обителях, основанных или возобновленных в Нижегородской епархии по благословению преподобного: «Три монастыря были основаны при непосредственном участии преподобного Серафима Саровского: Ардатовский, Зеленогорский и Дивеевский; о двух он оставил предсказания: Дально-Давыдовский, Кутузовский; на открытие четырех женских общин преподобный благословил либо первоосновательницу, либо владелицу имения: Мало-Пицкий, Курихинский, Абабковский, Серафимо-Понетаевский; и один – Мелявский – был основан дивеевской блаженной».
Все обители, окормляемые преподобным, были широко известны строгостью соблюдения монастырского устава – совершенным общежитием, аскетическим деланием и неукоснительным хранением круга богослужений.
В среде подвижниц, сложившейся под влиянием преподобного Серафима Саровского, самой характерной чертой была совершенная преданность Богу. В своем духовном окормлении и руководстве преподобный особое значение придавал молитве и любви к ближнему.
***
Находясь под сенью святочных дней, мы еще живо ощущаем самое начало евангельской истории: рождение Младенца Христа, которому пришли поклониться пастухи и волхвы. Пастухи – сама простота. Неученые труженики, воспринимающие мир по-детски открыто и наивно. Именно им является Ангел и приносит Весть. Пастухи, не задумываясь, следуют возвеличить Младенца, лежащего в колыбели, – Того, Кто в Своих руках держит весь мир. В образе волхвов мы видим, напротив, выражение пытливой мудрости. Волхвы – особые люди, знающие тайны, доступные лишь избранным. Загадочный образ евангельских волхвов веками привлекал пристальное внимание многих читателей Священного Писания. Сложилось множество легенд, в которых восточные мудрецы являются уже не простыми волхвами, а царями, представителями трех рас человечества. Как бы то ни было, совершенно ясно одно: три человека, которых вела к Младенцу звезда, были людьми глубокой образованности и мудрости. Фрэнсис Бэкон однажды сказал: «Малое знание отделяет от Бога, большое знание к Нему приближает».
Детский рождественский стишок просто и радостно возглашает:
Родился Тот, Кого так ждали
В веках пророки и отцы
И на Кого так уповали
И мудрецы, и простецы.
Так Бог допускает к Себе только истинную мудрость и детскую простоту.
Серафим Саровский – святой, в наибольшей степени совмещающий в себе простоту и мудрость. Мудрость через простоту
Серафим Саровский – святой, который, наверное, в наибольшей степени совмещал в себе эти качества – простоту и мудрость. Мудрость через простоту. Современник Пушкина и Александра I, он едва ли ассоциируется с этими великими русскими. Примечательно, что Александр Сергеевич, «наше всё», не только не встречался с преподобным, но и, по всей видимости, никогда о нем не слышал. (Хотя существуют разные версии и предания на этот счет. Ред.)Удивительно, как русское высшее общество того времени «просмотрело» старца. Видимо, «смотрело» совсем не в ту сторону… Возможно, именно тогда и произошел окончательный разрыв между элитой и живым церковным преданием. Серафима Саровского трудно представить как среди представителей Золотого века русской культуры, так и среди придворных советников. Можно смело предположить, что в сердцах большинства из них для него, как и для Пославшего его, места не было.
Преподобный Серафим – там, где слезы раскаяния и покаяния. Без внимания к положению в обществе и биографии.
Он – там, где смирение и жажда Правды.
Он там, где Любовь.
Его участие в жизни каждого, кто обращался к нему с молитвой и верой, трудно выразить словами, но невозможно не почувствовать.
Так было. Так и есть. Верен Бог, поэтому так и будет.