У жителей городов особое отношение к животным. Мы лелеем их, покупаем в специализированных магазинах полезный корм, если заболеют – начинаем переживать и несем в ветклинику. И именно городские дети нередко переживают: а что будет с животными после их смерти? Воскреснут ли они вместе с людьми? На эти вопросы, а также, какими должны быть отношения между человеком и животным, отвечают священники. Один – житель мегаполиса, родившийся и выросший в Москве, никогда не держал домашних животных; детство другого прошло в частном доме, и его родители держали лошадей, коров, кроликов…
Без восторгов
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):
Протоиерей Александр Ильяшенко
– Нам не открыто то, что касается посмертной участи животных. Но мы точно знаем, что бессмертной души у них нет. И кого из них Господь оставит с нами в новой жизни, а кого не оставит, мы не знаем. В Раю животные были, но окажутся ли там наши любимцы, — неизвестно.
Давайте посмотрим: если нам кажется, что наш, такой хороший, пригожий пушистый любимец должен быть в Царствии Небесном, то медведь, который этого любимца съел – тоже там? А, простите, попавшая в бульон курица?
Допустим, что Господь Всемогущий по любви, снисхождению отправит их в Царствие Небесное. Но получается некое снижение образа.
Преподобный Силуан Афонский говорил, что любовь Святого Духа так велика, что человек просто себя забывает. Нам, живущим в другом духовном измерении, всего этого не представить. А человек одухотворенный, как преподобный Силуан, всем сострадает, и о животных может плакать, но его душа горит любовью только к Богу.
Все эти вопросы, думаю, порождаются нашей цивилизацией. Когда в большинстве своем люди жили в деревне, где, собственно, идет борьба за выживание: будет урожай – будет что есть, не будет урожая – жди голода, им было не до подобных переживаний.
Кошечек–собачек держали исключительно из функциональных соображений: кошка ловит мышей – пусть живет, собака сторожит дом – она на своем месте. Просто так кормить их не было возможности. Милые овечки, свинки, курочки, петушки – все это шло в пищу без какой-либо лирики.
Поэтому отношение к животным было иным, чем сейчас, к ним так не привязывались.
Даже коровы, которым давались ласковые имена, – были важны именно как «кормилицы», а не просто фактом своего существования в доме.
Наши переживания по поводу животных – сентиментальный интеллигентский подход, характерный для времени, в котором мы живем. Но чувствительность и сентиментальность совсем не говорят о том, что мы стали добрее и милосерднее. И характерно все это именно для жителей городов.
В деревне по-прежнему остается очевидной причинно-следственная цепочка: еда – выживание. Деревенский житель знает, что мясо происходит не из супермаркетов в виде разделанных кусочков.
Святые – совершенные люди – к животным не привязывались. Их любовь была одухотворенной, она, с одной стороны, вбирала в себя все и всех, с другой – была устремлена только к Богу. При этом святые молятся за весь мир, а не только за людей. Потому что он стенает из-за грехов наших.
И животный мир сам тянется к святости – вспомним святого преподобного Сергия, святого преподобного Серафима, к которым ходили медведи. Лев умер на могиле преподобного Герасима Иорданского, хотя святой был при жизни строг с животным: ошибочно посчитав, что лев съел ослика, наложил на него епитимью. У святых не было сентиментального отношения к животным.
Как быть нам, сентиментальным, – вопрос. Нужно какое-то духовное усилие, чтобы перестать быть сентиментальными и стать хоть немного духовными. Для этого и держать в памяти образ святых, которые были иными.
И наших городских детей, для которых увидеть корову – это событие, – растить именно с таким пониманием. Говорить о домашнем животном: «Ты должен о нем заботиться, но помни, что любить животного нельзя так же, как человека», — поощряя при этом заботу и бережное отношение ребенка к своему пушистому или пернатому любимцу. Но без лишних эмоций и восторгов.
Собачий маникюр и любовь к человеку
Священник Виталий Ульянов, настоятель храма в честь Пресвятой Троицы в селе Усады Высокогорского района Республики Татарстан:
Священник Виталий Ульянов
Понятно, что к животным нужно относиться с любовью, оберегать, поскольку «мы в ответе за тех, кого приручили». Да, и прежде всего перед Богом. Ведь животные – тоже Его творения, созданы Им.
И животные тянутся к людям, когда чувствуют в них настоящую любовь к Божьему миру. Вспомним примеры преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, пророка Илии, которому ворон приносил еду.
И в свой ковчег Ною было велено Господом взять собой животных для спасения разных видов и дальнейшего их размножения. Чтобы животные были рядом с человеком.
Само собой разумеется, что издеваться над животными, приручить, а потом выгнать на улицу – недопустимо. Грех, в котором нужно каяться, плакать о собственном сердечном ожесточении. Это настолько на поверхности, что, думаю, и в объяснении не нуждается.
Животные нужны человеку – в том числе они дают нам пищу – молоко, яйца, некоторые животные сами являются пищей. Но чтобы корова давала достаточно молока, куры – яиц и так далее – нужно хорошо и бережно заботиться о животном.
Я вырос в небольшом городе, в частном доме. Мы постоянно ездили в деревню, к бабушке и дедушке, которые держали три–четыре коровы, телят, кур, коз, овец. Общение с животными было для меня естественной частью жизни, а не экзотикой, как для многих сегодняшних горожан.
И родители, бабушки-дедушки с раннего детства приучали нас к адекватному восприятию животных, о которых необходимо заботиться: «Иди, помоги напоить корову, убери за кроликами, привяжи козу…»
Потом и у нас дома держали и лошадь, и корову, и телят, и козочек, и кроликов. И мы, даже не задумываясь, не рефлексируя, просто глядя на пример родителей, понимали, что мы должны заботиться о животных, что это просто жизненно необходимо. Потому что лошадка, например, и себя кормит, и помогает нам возить еду для остальной скотины, в том числе для коровы, которая дает нам молоко. Кошка – ловит мышей, собака – охраняет дом. Все понятно и естественно.
Не очень естественно, мне кажется, когда животных берут на такие человекозаменяющие роли. Например, одинокая женщина покупают дорогую кошечку или собачку и начинает все свои силы, в том числе и духовные, отдавать ей. Не просто заботиться, а заботиться как о человеке, изощренно, покупая дорогую одежду, и прочее и прочее. Здесь точно нет никакого смысла.
Понятно, что маленькую собачку за тридцать тысяч рублей покупают не для охраны, а для развлечения. Чтобы заполнить внутреннюю пустоту. Вместо того чтобы пойти молиться в храм, вместо того, чтобы отдавать свои силы людям, которые нуждаются в этом, она будет заниматься маникюром своей собачки, тратить на нее чувства, эмоции и деньги.
О том, чтобы человек не воспринимал животное так, должны заботиться родители, с самого детства расставляя все точки над «i». В городе можно держать домашнее животное, заботиться о нем, но именно как о животном.
Еще неплохо знакомить городских детей с деревенской жизнью, чтобы те или иные продукты питания для них не были абстракцией. Чтобы они понимали, что яйца несет вот такая живая курочка, а они не появляются сами по себе упакованными в супермаркете, что молоко не сразу появляется в пакетах, а его дает вот такая настоящая корова. И что вообще сельская жизнь, сельское хозяйство неразрывно связаны с тяжелым трудом, а потому надо бережно относиться к тому, что ты ешь, любить и уважать то, что тебе дал Господь.
Видя и зная нормальную жизнь, в которой животные занимают свое место, ни у меня, ни у моих близких никогда, даже в детстве, не возникало вопроса об их посмертной участи. Они, мне кажется, возникают именно у городских детей, которые оторваны от реального течения жизни.
Так что ответа на этот вопрос я не знаю. Нам известно только, что у них нет бессмертной души. У них есть разум, они много понимают. А как дальше Господь распорядится, мы не знаем.