Сегодня мне впервые стало страшно за будущее русской цивилизации, за нашу страну. И не из-за политики или экономики, нет. Я ознакомился с результатами референдума по поводу переименования станции метро “Войковская”, носящей имя Петра Лазаревича Войкова, одного из организаторов убийства семьи императора Николая Второго.
Результаты ужасают.
Лишь 35 % москвичей поддержали переименование, 7 % воздержались, а более 50 % высказались против.
Как оказалось так, что мы солидарны с убийцами и преступниками? Неужели, друзья, кого-то из наших предков обошел ужас красного террора большевиков? Неужели кто-то из нас солидарен с палачами, если они есть среди наших предков?
В моей семье братья прадедушки, казака Степана Маслова, были расказачены. У них были крепкие большие семьи и крепкие хозяйства. Но для власти они были кулаками. Я не солидарен с большевиками в подобном взгляде на моих предков.
Можно было бы сказать, что мы в данном случае “Иваны, не помнящие родства”. Но нет, голосовали те, кто прекрасно знал, чье имя поддерживает. Кто не знал, обошел стороной.
И это меня пугает. Страшно, когда даже после смерти пророков оказываешься их гонителем. Без принуждения, по собственной воле. Страшно быть палачом. А. И. Солженицын писал в “Архипелаге ГУЛАГ”, что многие были вынуждены совершать ужасные поступки, что мало кого можно было обвинить в то страшное время в сознательном выборе зла, на зло подталкивали страхом и атмосферой ада. Но сегодня мы можем выбирать. И что мы выбираем?
Ужасным парадоксом кажется, когда восстановленные храмы стоят на улицах убийц и палачей новомучеников. Но ужаснее, что мало кто видит в этом неснимаемое противоречие.
Лично я, пожалуй, оставил бы всем улицам и общественным местам, получившим свое имя в советский период, те имена, которые они носят. За одним “но”. Я прибавил бы пояснения: “станция метро палача Войкова”, “памятник убийцы и террориста Ленина”, “улица палача Дзержинского”.
Иначе нельзя, это путь в никуда. Апология зла ведет к большему злу. Зло питается погружением в него, а побеждается только добром.
И об этом нельзя молчать. Хочется здесь единства учителей, священников, историков и философов.
Наш бедный и многострадальный народ не заслуживает погружения в историческое безумие.