Паспорта, пенсионные свидетельства, свидетельства о рождении детей —
они сожгли все свои документы. Так приказал их гуру — бородатый старец
в рясе, именующий себя «иеромонах Евстратий». «Документы, — убеждал
он, — от лукавого. В них прячут микрочипы, чтобы за вами следить.
Медицина, врачи, школа — от лукавого». И, наконец, люди, которые
называют себя социальными работниками: «Они хотят отобрать ваших детей».
Евстратий и привел их в этот лес — в заброшенную деревню Черепаново,
в 350 километрах от Перми. Только здесь, сказал он, добраться до вас
не смогут ни милиция, ни власть, никто другой.
И сейчас они бежали из этого леса обратно — в «антихристов», как
называл его Евстратий, мир. Они боялись. Чем их встретят? Правда ли, что
отнимут детей? Закроют ли их самих в психбольнице? «Иеромонах» часто
и подолгу рассказывал, что с ними сделают в «большом» мире. Но жить
в лесу дальше — с пятью детьми, младшему из которых всего два года —
было невыносимо.
Холодало. В избах, оставленных последними жителями деревни много лет
назад, было сыро. Денно и нощно кололи дрова. Но чтобы сделать приличный
запас на зиму, не хватало рук. И тогда они решились. Пока лес не размок
совсем, пока не скрылся под сугробами — надо бежать.
Детей определили на заднее сиденье машины. Машина, «УАЗ», была
их последним имуществом. Осторожно тронулись. Оставили позади избы
и вязанки дров. Оставили позади портреты царя — «монах» Евстратий
призывал молиться перед ними с особенной силой. И только когда выехали
на трассу, когда увидели, что погони нет, смогли выдохнуть: «Ушли».
Эта история произошла в середине октября. Многодетная семья сбежала
из поселения сектантов под Пермью. Сектанты, ведомые бывшим клириком
Русской Православной Церкви, поселились в глухом лесу. Вместе
со взрослыми в поселении остаются около десятка детей. Их судьба
беспокоит сегодня всех — от министров до рядовых сотрудников районного
центра социальной помощи. Смогут ли дети пережить зиму? Есть ли
возможность уговорить людей выйти из леса? В ситуации разбирался наш
корреспондент.
Ожидание зимы
Прогноз погоды для Ныроба, поселения рядом с деревней Черепаново,
таков. В воскресенье, 10 ноября, температура будет плюс три градуса.
Через неделю, 17 ноября, она опустится до минус четырех градусов. Еще
через три дня будет минус двенадцать.
 Фото: ИТАР-ТАСС
Какой будет грядущая зима — пока неизвестно. Но, кажется,
от колебаний температуры в Ныробе сегодня зависит очень многое. В лесу,
в общине сектантов, остаются зимовать восемь детей — в возрасте
от пятнадцати лет до года. Их родители пришли сюда вместе с бородатым
мужчиной в рясе — «батюшкой» Евстратием, и надеются стать свидетелями
пришествия боярина Михаила, дяди первого царя из дома Романовых.
«Этот Евстратий зобмировал их всех. Люди ходят и смотрят ему в рот.
Он забрал их документы. Он пугает их, что к ним придут, всех посадят,
отнимут детей», — Ирина Дашкова знакома с «иеромонахом» Евстратием
не понаслышке. В прошлом году тот впервые попробовал собрать свою паству
в поселение. Дело было под Костромой — в Шарьинском районе, где Дашкова
работает в администрации. Как и сегодня в Перми, тогда сектанты заняли
пустующие дома в одной из деревень.
«Мы узнали, что с ними дети, и приехали посмотреть, в каких условиях
они живут, — вспоминает Дашкова. — Это было ужасно! Постельных
принадлежностей нет. Умывальников нет. Никакой гигиены. Медикаменты,
случись что, отсутствуют».
Средний возраст детей в общине, по словам Дашковой, был 10–13 лет.
Их родители встретили делегацию из района враждебно: «Пустить к детям
врачей они отказались. Мы спросили: как учатся дети? Нам ответили: они
на экстернате в школе города Новомосковска под Тулой. Потом мы связались
со школой и выяснили — некоторые дети действительно прикреплены к ней.
Но для сдачи экзаменов не явились ни разу».
Разведенные женщины, говорит Дашкова, составляли в то время большую
часть общины. Всего под Костромой поселились около двух-трех десятков
человек. «Мы начали искать родственников тех детей, которых привезли
в деревню их мамы. Искали отцов, бабушек, звонили, рассказывали, как
им живется». Затем включился суд. Он признал неприемлемыми условия
существования детей в деревне и постановил передать некоторых из них
родственникам.
Ирина Дашкова вспоминает историю двух мальчиков, 11 и 13 лет.
Их привезла в общину мама, Светлана — сказав всем остальным, что едет
на заработки в другой город. Районным властям удалось найти бабушку
мальчиков и мамину сестру. Детей забирали все вместе, в присутствии
милиции. После этого Евстратий собрал своих адептов и увел еще дальше
от мира. В деревню Черепаново, под Ныроб.
Ныроб — странное, если не сказать, аномальное место. Боярин Михаил,
пришествия которого ждут в общине Евстратия, был умучен здесь в 1602
году. Его сослал в пермские леса Борис Годунов. Год боярин жил
в земляной яме, в кандалах. Затем его задушила охрана.
Через Ныроб и Черепаново сегодня возят экскурсии к перевалу Дятлова.
На этом перевале зимой 1959 года погибла группа туристов во главе
с Игорем Дятловым. Причина их смерти не ясна до сих пор и порождает
самые разные, порой, мистические версии: инопланетяне, неизвестное науке
животное, спецслужбы.
Весной и осенью леса под Ныробом становятся непроходимыми.
Единственным средством остается вертолет. Сергей Большаков, заместитель
министра социального развития Пермского края летал в поселение сектантов
в конце октября. «Мы поняли, что уговорить их выйти из леса
не получится. И тогда мы собрали для них гуманитарный груз», —
рассказывает он.
Поселянам доставили более тонны продуктов питания, теплую одежду,
медикаменты. Делегацию они встретили настороженно, но груз приняли.
«Избы в деревне целые, не сгнившие. Поселяне топят печи. У них есть
электрогенератор, бензин. Даже один спутниковый телефон есть», —
описывает быт общины Большаков.
 Фото: ИТАР-ТАСС
О поселенцах узнали от местных жителей. С сентября в окрестных селах
стали замечать мужчин с бородами и женщин, одетых в длинные юбки
и платки. Они говорили, что живут в Черепаново — деревне, которую
последние жители оставили несколько лет назад. Поселенцы покупали
продукты в сельских магазинах и уходили. Потом стало известно, что
общину возглавляет Евстратий — тот самый, который годом раньше нашумел
в Костроме. Потом выяснилось, что с сектантами живут дети.
Осторожность — вот то слово, которым руководствуются пермские власти
в общении с поселенцами. «Мы продолжим инспектировать общину. Ляжет
снег, будем ездить на вездеходах», — говорит Большаков. По его словам,
речи о том, чтобы забрать из общины детей, сейчас не идет. Любое
неосторожное действие, по его словам, может привести к тому, что
Евстратий уйдет еще дальше — туда, где даже вездеходам будет
не проехать.
Возможно, это лучшая тактика, нежели та, которую применили
в Костроме. Потому что там поселенцы увидели: то, о чем предупреждал
их Евстратий, сбывается. Пришли «антихристовы» люди и стали отнимать
детей. Все это, в конечном счете, еще больше подняло авторитет
псевдо-монаха в общине.
Однако Ирина Дашкова с действиями пермяков не согласна. Она
продолжает из Костромы следить за передвижениями сектантов: «Детям
плохо. Надвигается зима. Я не верю, что в общине что-то изменилось
к лучшему, как заявляют власти края».
Приют
Священник Борис Кицко из пермского городка Верещагино не делит детей
на своих и чужих. Для него они все — свои. С 1995 года отец Борис
возглавляет детский приют, в котором живут, работают и учатся более 150
детей — брошенных родителями или осиротевших.
Когда в октябре у дверей его дома остановился «УАЗик», отец Борис
не удивился. На заднем сидении сидели в ряд пять детей-то была семья,
сбежавшая из «лесной» секты Евстратия. Батюшка дал приют и им: поселил
в скиту при местном монастыре. Затем к нему пришла еще одна семья: мать
с 13-летним сыном. И вновь отец Борис не смог отказать — поселил,
устроил ребенка в школу.
«Глава первой семьи, вырвавшись от них, сказал: „Наконец-то я смогу
вздохнуть спокойно, не боясь", — рассказывает отец Борис. — Этот
Евстратий ведь очень сильно давил на них. Документы у кого забрал, кого
заставил сжечь. Детские прививки
делать запрещал: пугал, что в них ртуть, что отравят». Что интересно,
отмечает священник, интернет сектанты злом не считают: «Как же так,
спрашиваю, паспортов вы боитесь, а интернета нет? А мы, говорят, через
интернет спасаем людей!»
Сегодня «беженцы» работают при монастыре. Пригодился и их «УАЗ» —
глава семьи работает шофером, развозит людей и посылки. Родом
из Краснодара, возвращаться туда они не спешат. Возможно, полагает отец
Борис, семья осядет в Пермском крае насовсем.
Старшего сына, которому сейчас около 13 лет, поселили вместе
с ровесниками в приюте. После школы он занимается конной ездой: «Мальчик
отлично адаптируется, со всеми ладит. Вот только говорит: «Паспорт
получать все равно не буду!»
Из священников в гуру
До 2008 года «иеромонах Евстратий» служил
в Тульской епархии. Он был настоятелем храма в поселке Новогуровский,
и был известен под именем Вениамина Филиппова. С середины нулевых
священник стал критиковать священноначалие — сначала устно, затем через
видеообращения, которые выкладывал в интернет. Когда его лишили сана,
назвал себя монахом, взял новое имя и продолжил службы — на квартирах
прихожан.
«Люди пошли за ним, потому что для многих он был первым батюшкой,
человеком, который открыл для них Церковь, — объясняет феномен Евстратия
отец Игорь Киров, сегодняшний настоятель Новогуровского прихода. — Отец
Вениамин служил в Тульской епархии с конца девяностых. Москвич
по прописке, врач по образованию, он оставил профессию и стал
священником. Помогал восстанавливать храм в соседнем поселке
Спас-Конино. И до некоторой поры вел действительно яркую и полезную
деятельность».
О том, почему вчерашний священник превратился в человека, которого
сегодня называют «подобием восточного гуру», на условиях анонимности
рассказывает другой тульский священнослужитель: «У отца Вениамина была
большая трагедия. Отец троих детей, он потерял в автокатастрофе свою
матушку. Видимо, это и стало причиной всех изменений».
Лишенный сана, Вениамин примкнул к группе раскольников т.н. епископа
Диомида. Но вскоре отошел и от них. В ноябре 2012 года он написал
обращение с призывом к верующим начать исход из мира. Тогда сектанты уже
поселились под Костромой и, как было указано в письме, «испытывали
угрозу действия силовых структур». В письме Евстратий обозначил и новый
курс: он и его группа выступают за возрождение православной монархии.
Год спустя это вылилось в ожидание второго пришествия боярина из рода
Романовых.
«Гипертрофированное почитание царей в псевдоправославных сектах —
частое явление. Люди ищут панацею от своих страхов и создают себе новых
идолов, — говорит Виталий Питанов, руководитель центра «Ставрос».
С 2010 года центр по благословению митрополита Петербуржского
и Ладожского Владимира занимается миссионерством и изучает деятельность
сект.
«К таким, как Евстратий, — продолжает эксперт. — Идут люди, которые
ищут чудес, ищут старцев, хотят избежать ответственности за свою жизнь
и переложить её на очередного самозванного «чудотворца».
«Отцу Вениамину давали много шансов опомниться. Митрополит Алексий
буквально нянчился с ним, прощал ему многое», — вспоминает священник
Игорь Киров.
Филиппова нет в Новогуровском приходе уже пять лет. Но он продолжает
влиять на жизнь прихожан и сегодня. В одной из семей разгорается
конфликт: муж продолжает контактировать с ним, жена — против этих
контактов. Дело, по словам местного священника, стоит на грани развода…
Михаил Боков
Источник: http://www.pravmir.ru |