Но не написать о братской праздничной атмосфере и радушии
устроителей фестиваля я никак не могу. Вот уже в
пятнадцатый раз Виктор Гаврилович Захарченко предоставляет
залы руководимого им Казачьего
Кубанского хора для демонстрации фильмов и встреч с их
создателями.
На открытии участников фестиваля поздравил митрополит
Екатеринодарский и Кубанский Исидор. В зале были почти все
клирики краснодарских храмов.
Ни один из многочисленных фестивалей не может похвастать
тем, что у него есть свой гимн. А для «Вечевого
колокола» Виктор Гаврилович написал гимн большой
духоподъемной силы. Когда хор запел этот гимн, при словах
припева «Иди буди!» все почувствовали мощь
этого призыва, и невольно захотелось сейчас же отправиться
будить равнодушных людей и напомнить им о величии России и
подвигах наших предков.
Удивительным эффектом обладает русская песня. Виктор
Гаврилович познал ее тайну. Он пишет песни, которые никого
не оставляют равнодушными. Они волнуют и своей мощью
пробуждают пребывающие в дремотной лени души.
Грянул хор – и последний «штафирка»
чувствует себя казаком.
Клара Лучко
Для меня нынешний фестиваль прошел под знаком Клары Лучко.
Жили мы в одной из лучших гостиниц города, в самом центре,
в 200 метрах от собора Александра
Невского. С одной стороны собора в прекрасном парке
стоит памятник государыне-императрице Екатерине, давшей
приказ перебраться запорожским казакам с Днепра на Кубань,
а прямо у входа в нашу гостиницу расположился памятник
другой даме – знаменитой актрисе Кларе Лучко,
сыгравшей множество ролей в кино. Участием в фильме
«Кубанские казаки», прозванном Сталиным
«прекрасной советской сказкой», очевидно, и
объясняется факт воздвижения ей памятника в самом центре
Краснодара. Каждое утро и каждый вечер я имел удовольствие
лицезреть запечатленную в камне великую дщерь Кубанского
края. Рабу Божию Клару здесь помнят и любят все. А
некоторые…
Вот об одном из этих некоторых мы и расскажем.
Участники фестиваля «Вечевой колокол» не
только демонстрируют фильмы, но еще и общаются с кубанской
общественностью: встречаются со студентами, семинаристами,
военными, казаками, земледельцами. С одной группой мы
отправились в Курганинск – районный центр, рядом с
которым в станице Михайловской и был снят фильм
«Кубанские казаки».
Сначала нас повезли в местный казачий кадетский корпус.
Казачата нам спели и даже станцевали вальс с
очаровательными сверстницами в бальных платьях. Потом нас
повезли «на арку». Это металлическая
конструкция (ее собираются оплести гирляндами из цветов).
Но пока она представляет собой металлическую дугу на
высоком бетонном основании. Она недавно восстановлена. В
лихие годы ее предшественницу сломали, а металл сдали в
утиль. А потом вспомнили, что это та самая арка, под
которой проезжали казаки из знаменитого фильма. Решили,
что ее непременно нужно восстановить и сделать местной
достопримечательностью.
Афиша фильма "Кубанские казаки"
Рядом с аркой в ожидании нашей делегации собралось
полгорода. Встретили нас хлебом-солью, оркестром и
зажигательными казачьими песнями. Школьницы вручили нам
букеты из роз и хризантем, а пожилые казачки наперебой
стали нас зазывать к столам, обильно покрытым
всевозможными блюдами собственного приготовления. Домашние
колбасы разных сортов, ветчину, сало, вареники и разносолы
мы попробовали, а вот до гусей и уток дело не дошло.
Слишком торопились. Организаторы просили оставить место
под грядущее угощение.
Из-под арки мы поехали в Свято-Вознесенский
храм. Этот храм большевики неоднократно хотели взорвать,
но всё не получалось. До начала Отечественной войны его
использовали под склад, а когда уже и взрывчатку заложили,
и оставалось только бикфордов шнур поджечь, на площадь
перед храмом въехали немецкие танки. Взрывники убежали, а
храм остался.
Настоятель встретил нас у паперти, провел к солее, где
детский хор порадовал нас замечательным пением. Все
отметили, что Кубанскому Казачьему хору не грозит кадровый
голод. Дети эти приехали из станицы Темиргоевской. В этой
станице родилась моя матушка, и я давно собирался там
побывать. Но всё не удавалось. Встреча с молодыми
темиргоевцами была мне очевидным упреком. Жив буду –
обязательно летом съезжу.
Главная встреча с курганинцами состоялась в большом
кинозале. Мы показали несколько фильмов, но самым
интересным оказалось выступление режиссера Александра
Куприна. В начале «девяностых» он работал на
программе «Взгляд». Его отправили на Кубань в
поисках «нестандартных» сюжетов. Нужно было
отыскать героев, не похожих на тех, кто полвека не покидал
советского экрана, – на счастливых трактористов,
намотавших на гусеницы своих тракторов «полтора
экватора», или комбайнеров, засыпающих в закрома
Родины очередную тонну зерна. И Александр нашел героя. Это
был последний механик Советского Союза Николай Иванович
Любченко.
Николай Иванович Любченко. Кадр из фильма "Последний киномеханик"
В 1948 году молодой Николай вернулся в родную станицу из
армии. А там происходит невероятное событие: режиссер
Пырьев снимает фильм о счастливой жизни на Кубанской
земле.
Своими глазами видит Николай советских кинодив Марину
Ладынину и Клару Лучко, самого создателя его
любимого фильма «Свинарка и пастух» Ивана
Пырьева. На столах огромные окорока, колбасы, овощи и
фрукты невиданных размеров. И это в голодный год! Правда,
съестное изобилие оказалось бутафорским.
Ветер вырывает из рук Клары Лучко красную ленту –
и летит эта лента над головами кубанцев...
Земляков Николая приглашают сниматься в массовках, и он с
радостью бежит вместе со всеми на «съемочную
площадку». В какой-то момент ветер вырывает из рук
Клары Лучко красную ленту. Лента летит над головами
кубанцев, а режиссер кричит в рупор, чтобы ее ловили. Это
редкий реквизит. После войны любая тряпочка в цене. Да к
тому же накануне станичники растащили по домам воздушные
шары. Никто такой красоты в жизни не видел. Как не
порадовать детей! А в итоге сорван эпизод триумфа –
всенародного счастья, метафорой которого должны были быть
летящие в небо воздушные шары.
Режиссер кричит: «Лови ленту!», и Николай
бежит за ней, расталкивая земляков. Наконец он хватает
кувыркающуюся на ветру красную змейку и бежит возвращать
Кларе Лучко утерянный ею реквизит.
Клара благодарит его, смеется и ласково смотрит ему в
глаза...
Участь Николая решена. Отныне вся его жизнь должна быть
посвящена кино...
Но колхозная жизнь пригасила ему мечту. Режиссером он не
стал, актером – тоже. Зато колхозное начальство
направило его на курсы киномехаников. С той поры до самых
перестроечных лет, когда нашел его Александр Куприн,
Николай Иванович проработал киномехаником. А когда
развалили систему кинопроката и в районе не осталось ни
одного работающего кинотеатра, он приобрел установку и
полсотни советских фильмов. С этими фильмами он объехал
все станицы родного района и нескольких соседних. Народ
собирался на улицах. Он натягивал простыню и показывал
обрадованным казакам, забывшим о том, что такое
кинематограф, лучшие фильмы исчезнувшего Союза. Фильмы с
Кларой Лучко были главными в его коллекции.
«Кубанских казаков» он показал не одну сотню
раз.
Александр сделал о Николае Ивановиче сюжет и решил снять
фильм «Кубанские казаки-2». Но на сей раз
документальный. Он рассказал Кларе
Лучко о ее верном рыцаре и уговорил съездить на Кубань
и познакомиться с ним. Она без колебаний согласилась.
Встреча была очень трогательной.
Это была последняя поездка Клары Ивановны на родину.
Вскоре она ушла из жизни.
Николай Иванович пережил ее ненамного.