– Через отца Николая вы и познакомились с
владыкой Антонием?
– Да. Он тогда уже был связан с владыкой Антонием, и
через него, видимо (я точно не помню) к нам попадали
тексты бесед владыки. И что интересно, они просто
поразительно отличались от всего того, что мы слышали до
этого!
Отец Николай очень любил владыку, и как только
представилась возможность с ним встретиться (владыка
приехал к отцу Николаю для беседы), отец Николай позвал на
эту встречу близких ему людей. И мы с мужем были среди
них.
Когда мы приехали, все стулья, кресла и диваны в комнате
были уже заняты, и я села на ковер, предусмотрительно
положенный хозяевами посередине комнаты. И, как потом
выяснилось, оказалась ближе всех к владыке. Владыка
приехал, но в комнате появился не сразу, он долго
продвигался по квартире, благословляя тех, кто пришел
позже и стоял в коридоре. Наконец, он вошел в комнату.
Первое впечатление было очень сильным. О его пламенном
взоре писалось и говорилось очень много, но это
действительно поражало каждого. Он вошел, посмотрел на
нас, сказал: «Христос
посреди нас!», – и мы это ощутили! И все
сидели, затаив дыхание, боясь нарушить эту емкую тишину
малейшим шорохом. Владыка поздоровался, и начал читать
«Царю Небесный…». И было ощущение, что
мы как-бы поднялись на ступеньку выше по той духовной
лестнице, на которую мы карабкались. Мы просто сами
поразились…
– Неужели впечатление было таким сильным? Вы
сразу поверили ему?
– Как бы вам сказать: это было как бы откровение о
Человеке! То есть, такого человека, такого священника мы
не видели раньше! Я уже со многими нашими известными
батюшками к тому времени была знакома, была знакома со
старцами. Мы ездили в Троице-Сергиеву
Лавру, виделись и с отцом Наумом, и с отцом
Амвросием… Они замечательные священники. Но то, что
я увидела во владыке Антонии, просто поразило! Это было
какое-то особое присутствие благодати, и каждый ощущал
это.
– А что же было потом?
– Началась беседа. Темой ее было покаяние –
как путь от тьмы к свету. Владыка говорил, что против тьмы
можно бороться, только открывшись свету. Нужно решиться
открыться и найти в себе этот свет, хоть в самой малой
искре. Не тьму искать в себе, а свет, вчитываясь в
Евангелие, и находя в нем сродное своей душе.
Потом все начали задавать вопросы. А я сидела ближе всех,
и сказала: «Владыка, я не очень понимаю тайну
Святой
Троицы». Он улыбнулся: «Я тоже»,
– а потом сказал: «Знаешь, что? Мне бы
хотелось поговорить с тобой об этом отдельно. Хочешь?
Например, завтра в 12 часов». И пригласил меня
приехать к нему в гостиницу «Украина».
Встреча с митрополитом Антонием
Я не могла дождаться следующего дня. Когда мы с мужем
приехали в гостиницу «Украина» в назначенное
время, то обнаружили там еще таких же, как мы, сидящих и
стоящих в коридоре перед закрытыми дверями номера. Их он
тоже пригласил, или они пришли сами… Мы удивились,
но не расстроились. Знаете, ведь всех нас объединял
владыка, и эти люди стали нам как братья и сестры, пока мы
ждали его. Не было никакого желания спросить: «Вот,
ты пришел, а зачем? Почему вас так много?! Да когда же он
сам придет?!» Мы все просто ждали. Пришел он где-то
через час после того времени, которое было назначено. Он
шел очень быстро, а сзади за ним еще человек пять…
Потом люди стали заходить в номер. Мы были последними.
Когда подошла наша очередь, и мы зашли, он мне сказал:
«Знаешь, я не богослов… Но по-моему, Тайна
Святой Троицы – это любовь!» И я сразу поняла,
что это действительно так, понимаете? Это действительно
так! Конечно, может быть, я уже сто раз об этом читала, но
я этого не понимала, а вот когда он мне это сказал, я
поняла!
Прошло 7 лет, за это время владыка приезжал в Москву и
общался с нами несколько раз. Мы ездили к нему в
гостиницу, ходили на все службы, виделись у отца Николая и
матушки Нины Ведерниковых. Между нами сложились какие-то
отношения, которые уже позволяли задавать чисто жизненные
вопросы, спрашивать совета: как поступить в том или ином
случае. И всегда его главный ответ был: «Ты подумай
о том, чего хочет от тебя Христос? Чего он от тебя сейчас
хочет? Как ты думаешь?» И дальше уже начинался
какой-то диалог, в котором появлялись дополнительные темы,
вопросы. Но для него не существовало проблемы
«серьезной» и «мелкой», все
вопросы он разрешал глубоко в евангельском духе любви:
«Возьми крест свой, не бросай его, и следуй за
Христом. Вслушивайся, вглядывайся в Него, подражай Ему,
молись Ему».
К тому же, он был страшно добрым человеком, поэтому мы
пользовались этим изо всех сил и эксплуатировали его самым
бессовестным образом.
– Как складывались ваши отношения
дальше?
– В 1973 году мы встретились первый раз.
Приезжал владыка в Москву не так часто, а количество
желающих встретиться с ним все увеличивалось. Все труднее
было с ним увидеться, поговорить. У его номера в гостинице
всегда стояла очередь. И наступил такой момент, что я
испугалась, что увлекусь им, как человеком, буду думать:
«Только он, и больше никого и ничего!» И ко
всем моим страхам за любимых и дорогих мне людей
прибавиться еще один. А я вообще страшно беспокоюсь о тех,
кого я люблю, страшно беспокоюсь! Бывают люди более или
менее спокойные, а я – нет. Поэтому «еще
одного» – не хочу! Решила: все, я больше не
буду ходить на эти беседы! Я не буду! Я не хочу! Потому
что потом я буду об этом думать, а Англия
далеко…
И вот я исчезла. Но все-таки потом мы встретились у отца
Николая. Он спросил меня: «Ты куда делась?» Я
замялась, а потом рассказала, в чем дело. А он очень мягко
ответил: «Ты бы мне сказала, вот чудачка!» И
больше мы это не обсуждали.
Он удивительно мог человека понять и поддержать, и
бесконечно верил в человека.
Митр. Антоний (Мельников), фотография 1970-х гг.
–
И сколько вы пропустили, таким образом?
– Два года. Два года пропустила! Но потом снова мы
стали ходить к отцу Николаю на встречи с владыкой. К моему
мужу Евгению он вообще относился очень ласково,
«охранно», может быть, даже от моей активности
и требовательности. И вот однажды, после такой встречи, он
вдруг неожиданно сказал нам с мужем: «Я еду в
Ленинград по приглашению владыки Антония Ленинградского
((Мельникова). – Прим. ред.), буду там
служить: у меня, может быть, там будет времени побольше,
приезжайте, если можете, поговорим».
Мы, конечно, поехали. Но ничего из этого не вышло: в
Ленинграде нас встретила та же толпа, как и в Москве! Я не
хотела их «перебивать», и муж мой тоже. Женя
вообще всегда говорил одно: «У меня никаких вопросов
нет, я просто хочу быть рядом с владыкой. Просто побыть с
ним, и мне больше ничего не надо!» У меня же всегда
были вопросы.
В Ленинграде мы поселились в гостинице и ходили на все
службы. Они были гораздо менее многолюдные, чем в Москве,
но они были, конечно, потрясающими! И можно было
причаститься…
– Он сам служил, да?
– Да. Служил и причащал, но сам не исповедовал. И
вот в холле Ленинградской Духовной академии мы увидели его
в обществе еще каких-то церковных лиц, а вокруг были еще
люди (в этот день он должен был уезжать). Он отделился от
них, быстро, почти бегом, подошел к нам, благословил и
радостно приветствовал. Извинился: «Вот, видите, что
получилось… Да вы меня простите!» Я ответила,
что мы сейчас, как Закхей в
толпе, только на дерево лезть не надо: и так велики
ростом. Это его очень развеселило, и он сказал, что тогда
он сам придет к нам, когда вернется в Москву.
И потом мы встретились с ним уже в Москве. «Ну, как,
придете?» – спросила я. Он ответил: «Не
"придете”, а "придешь”! Как ты
говоришь! Ты же мой друг!» И, действительно,
назначил день, время, и я по своей, может быть, глупости,
а, может быть, пор какому-то своему восторгу, объявила
своим некоторым друзьям…
– Когда это было?
В 1982 году. Представляете, приехали даже из Ленинграда! И
когда он пришел, то войти было невозможно! 70 человек
стояли плечом к плечу: мы потом как-то пересчитали, когда
он уже ушел. И пока мы дошли до комнаты, полчаса прошло:
он шел, и всех благословлял. Останавливался и смотрел на
каждого человека. И все люди это запомнили, столько потом
было воспоминаний, даже у тех, кто видел его всего один
раз!
У владыки были необыкновенные глаза. Он был небольшого
роста, довольно красивый человек, но глаза у него были
особенные! Он был темноглазый, смотрел куда-то намного
глубже, чем обычный человек… Он совершенно просто
себя вел, без всякого «архиерейского величия».
И поэтому люди к нему обращались с любой просьбой и с
любым разговором.
И первая беседа, которая была у нас дома, как я помню,
называлась «О встрече». Поэтому и книжку свою
я потом назвала «Встречи». Это была его
любимая тема, главная для него и для нас – ведь те
наши встречи вели нас очень часто все выше и выше, до
самой высоты, до встречи с Богом.
После были вопросы о жизни в семье, о супружеских
отношениях. На традиционный вопрос, кто главнее муж или
жена, он ответил весьма нетрадиционно: «Тот, кто
берет на себя по-настоящему ответственность за семью. Если
муж берет на себя ответственность за свою семью, то он и
главный. Муж – Христос, жена – Церковь.
Христос – глава Церкви, но Христос жизнь свою
положил за Церковь». Так записала я в своем дневнике
его слова о семье.
И еще он много раз говорил, что в семье должен быть свет,
на который будут сходиться многие, не имеющие того света и
радости.
Вопросы задавались самые разные: например, читать или не
читать светскую литературу? Он отвечал: «Читать
светскую литературу можно. Потому что до духовной надо еще
дорасти. Многие светские писатели поднимают серьезные
проблемы человеческой жизни. Идти к духовному чтению нужно
постепенно. Евангелие же необходимо читать
постоянно». Объяснял, что серьезная литература
глубока и интересна, и ведет к той же цели – к
богообщению.
На вопрос, у какого врача лечиться: у знающего или
верующего, он ответил, что лучше у знающего, и помолиться,
чтобы Господь ему дал мудрости в его работе.
Человек свободное существо, и никому нельзя посягать на
его свободу. Даже Господь на свободу человека никогда не
посягает. Он дает ему свободный выбор. Это Владыка не
уставал повторять.
– А после этой встречи были ли
следующие?
– Потом он сказал, что он еще придет, и так
несколько раз и было. И та же толпа встречала его в
дверях. Отказать людям не было никакой возможности, ведь
для каждого встреча с владыкой была огромной радостью.
Уходили за полночь. Мы не успевали поговорить с владыкой
лично. И тогда мы стали думать, что же нам делать –
и придумали. Последующие наши встречи проходили так:
владыка выбирал тему и вел беседу. Когда беседа
заканчивалась, мой муж становился у дверей, и каждому
выделялось по 10 минут на личное общение, а если ты
превышал свое время, то тебя оттуда выпихивали (ну,
особенно не выпихнешь, если человек этого не хочет!). Но и
за эти 10-15 минут люди получали так много, что уходили
радостные, успокоенные.
– Какие-то трудности в организации этих
встреч случались?
Kemble, Англия. 2 июня 1984 года.
–
За владыкой следили. Нашу машину, в которой мы ехали
с владыкой, всегда сопровождала «на
хвосте» другая. Мы это знали. В нашем парадном
у окна стояли какие-то молодцы, которые и не
скрывали, зачем они здесь. Они ставили на окно
бутылку шампанского, изображали
«компанию». На вид, люди как люди, и не
скажешь, что они какие-то не такие. Да они и были
такие, только просто еще не знали владыку! Один раз
я, по своей экспансивности, хотела их пригласить к
нам послушать беседу (они там пили как-бы, но были
совершенно трезвыми). Но они отказались: «Мы
здесь для того, чтобы обеспечить порядок! Если вот
будет беспорядок, мы сразу зайдем». А потом мне
стали говорить, что «прослушивают наши
стекла», или еще что-то в этом роде, но мы
как-то вот не боялись! Не знаю, почему… Меня
даже с работы не уволили, хотя могли. Помню, что
заместитель какого-то главного начальника сказал мне:
«Послушай, если у тебя есть какая-то лишняя
книга, ты лучше мне дай, а не давай вот им, чтобы они
не жаловались на тебя!» Так что, в общем,
как-то обошлось.
В1990-м году мы видели владыку Антония в последний раз,
провожали его перед отлетом в Англию. Осталась последняя
фотография со всей нашей семьей в его гостиничном номере
перед отъездом, последняя фотография в России.
– Какой, на ваш взгляд, был главный завет
владыки?
– В самом начале знакомства, в 1973 году, он подарил
нам свою фотографию и на обороте написал слова апостола
Павла: «Радуйтесь в простоте сердца доверчиво и
мудро…». И еще я добавила бы: «За все
благодарите». Это он не уставал повторять. Дело в
том, что вот радости-то нам в жизни всегда и не хватает.
Не хватало тогда, не хватает и теперь. Именно радости! И
очень хочется, чтобы она была. Радость от жизни, от всего
того, что вокруг тебя есть. Это его главный и основной
завет нам был: «Радуйтесь!»
Но на вопрос о том, каков же плод духовного развития, он
всегда отвечал: «Смирение!»
Всегда напоминал: не обольщайтесь, радость бывает только в
том случае, если ты возрастаешь в смирении. А если этого
нет, то нет и радости!
С Екатериной Морозовой-Утенковой беседовал Николай Бульчук 12 декабря 2013 года
Источник: http://www.pravoslavie.ru |