12
июля 2000 года, в день празднования памяти святых первоверховных
Апостолов Петра и Павла, скоропостижно скончался заштатный клирик Москвы
игумен Варсонофий (Думкин). Отошел в "путь всея земли" человек
глубокого смирения, удивительной теплоты общения и искренности.
Родился игумен Варсонофий (в миру Виктор Иванович Думкин) 9
июня 1937 года в городе Канске Красноярского края, в семье благочестивых
родителей Анастасии и Иоанна, благодарную память о которых сохранил на
всю свою жизнь.
По окончании семи классов в 1952 году поступил в Канский
горно-геологический техникум, по завершении учебы в котором был назначен
старшим буровым мастером в Тургайскую геолого-разведочную партию. Здесь
однажды после напряженного рабочего дня, оставшись наедине с величием
степного безмолвия, он случайно снял с полынного кустика выцветший от
солнца и времени обрывок газеты и с трудом прочитал поразившие его на
всю жизнь слова Канта о том, что две вещи потрясают воображение
мыслящего человека: звездное небо над нами и нравственный закон внутри
нас. Быстрым калейдоскопом перед мысленным взором юноши прошла вся его
недолгая жизнь - наиболее светлые и радостные воспоминания были связаны с
посещением в детстве храма Божия. С этого момента, не предопределяя
своей будущности и не строя конкретных планов, он решил изменить образ
жизни и как можно ближе подойти к осуществлению неложных заповедей
Христовых.
С 1956 по 1959 год Виктор проходил действительную воинскую
службу. После демобилизации трудился в Канском леспромхозе. С 1961 по
1966 год учился во Фрунзенском политехническом институте, сочетая учебу с
работой на стройках города..
В 1968 году Виктор Иванович поступил в Московскую Духовную
семинарию, которую блестяще окончил в 1970 году и был зачислен на первый
курс Московской Духовной академии. В 1974 году окончил МДА по первому
разряду со степенью кандидата богословия и сразу же был направлен в
аспирантуру при МДА, которую успешно завершил в 1977 году.
С 1972 по 1991 год по благословению Священноначалия нес
различные церковные послушания в Отделе внешних церковных сношений
Московского Патриархата.
12 декабря 1974 года в трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры
принял иноческий постриг с именем Варсонофий - в честь одноименного
Тверского святителя. В светлый праздник Рождества Христова, 7 января
1975 года, митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием был рукоположен
во иеродиакона, а затем тем же архипастырем на Пасху Господню, 4 мая
1975 года, посвящен во пресвитера.
26 марта 1980 года митрополитом Крутицким и Коломенским
Ювеналием в Успенском храме Новодевичьего монастыря был возведен в сан
игумена.
20 февраля 1991 года Указом Святейшего Патриарха Алексия отец
Варсонофий был назначен настоятелем вновь открытого московского храма
во имя святого Апостола Иоанна Богослова на Тверском бульваре, а 30
декабря 1992 года в связи с резким ухудшением состояния здоровья
почислен за штат.
Отец Варсонофий был высокообразованным, от Бога и природы
одаренным и вдумчивым человеком. Круг его интересов был необычайно широк
и разнообразен. Прекрасно зная литературную классику и отечественную
историю, он не чурался современных книжных новинок, свободно
ориентировался в вопросах науки и техники, был знатоком церковного
искусства и архитектуры.
Будучи человеком скромным и непритязательным, он не стремился
подавлять своих собеседников эрудицией, умело вел беседу на любом
уровне. Нисколько не упрощая высоких истин, не допуская профанации
возвышенного и святого, он просто и ясно говорил о самом главном в жизни
каждого христианина: о Боге, спасении души, о временном и вечном...
Особое место в сердце и рассуждениях почившего батюшки занимали творения
святых отцов. Как вдохновенно, веско и значимо, к месту и вовремя он
подкреплял свои импровизированные беседы с молодежью нашего прихода
изречением или цитатой из того или иного святоотеческого труда!
Он часто повторял, что Православие в самом широком смысле
этого слова есть религия жизнеутверждающего оптимизма, что мы сотворены
Единым Дароподателем для радостей духовных и творческого созидания,
однако предостерегал от опасности нежелательной трансформации духовных
устремлений, когда на первый план выходят соображения материального
порядка, ибо наличие неких временных и совсем не лишних в нашей жизни
земных благ и начал не является конечной целью, а служит лишь
предпосылкой для трансцендентного исхода из печальной и скорбной юдоли
житейской.
Тяжелую болезнь свою игумен Варсонофий нес по-христиански
стойко и мужественно, незаметно для чужих глаз. Усматривая в своем
недуге милость Божию, часто повторял, что от скорби происходит терпение,
от терпения опытность, от опытности надежда (Рим. 5, 3-4). Он вообще
считал каждый наступивший день и год последним и жил одной мыслью и
единой молитвой - о доброй христианской кончине.
Практически все великие и сугубо значимые церковные праздники
батюшка проводил в храме Божием. Если позволяло здоровье, принимал
посильное участие в богослужении и всегда приобщался Животворящих Таин
Христовых. На великом входе неизменно испрашивал для себя заключительную
часть возглашения: "Вас и всех православных христиан да помянет Господь
во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков", объясняя это
тем, что не дежурно и символически, а конкретно, чувственно ощущает себя
в сей благословенный момент в духовном единении с Вселенской
Православной Полнотой. И всегда при этом голос его дрожал и прерывался
от высокого волнения и с трудом сдерживаемых слез. Все присутствовавшие в
храме прихожане и собратья воспринимали это состояние не как ложный
мелодраматизм, а как глубоко прочувствованное ощущение близости Божией к
грешному человечеству.
Отец Варсонофий никого не осуждал, был неприкрыто строг к
себе и по-пастырски снисходителен к немощам ближних. Простого нрава,
постоянно доброжелательный и приветливый, выдержанный и тактичный, он
привлекал к себе самых разных людей. Человеческие слабости отец
Варсонофий не то чтобы оправдывал и извинял, а объяснял и с помощью
святоотеческой традиции предлагал пути исправления греховной жизни.
Усердное служение его Церкви Христовой было отмечено
Священноначалием многими наградами. Ордена Русской Православной и других
Поместных Православных Церквей, врученные отцу Варсонофию, служат ярким
тому подтверждением. Батюшка высоко ценил видимые знаки патриаршей
милости, но по всегдашней скромности своей не любил их прилюдно
обнаруживать.
В день своей кончины, в праздник святых Апостолов Петра и
Павла, отец Варсонофий сослужил за Божественной литургией в храме
Живоначальной Троицы в Серебряниках, исповедовался, со слезами
благодарности Всевышнему благоговейно причастился Святых Христовых Таин.
Против обыкновения, несмотря на усталость, остался в храме и в течение
продолжительного времени беседовал на душеполезные темы с окружавшими
его прихожанами. Внешне был бодр и жизнерадостен, по-всегдашнему
участлив и внимателен к вопросам своих духовных чад. Ничто, казалось бы,
не предвещало его близкой кончины, но у Начальника времен свои сроки...
Проводить отца Варсонофия в последний путь собралось
множество прихожан, для коих он был настоящим пастырем духовным, мудрым
наставником, искренним и усердным молитвенником. Овеянное светлой
печалью, строгое и торжественное, по монашескому чину прощание с усопшим
священноиноком Варсонофием зримо и наглядно показало, как благодарен
народ Божий верным служителям алтаря Господня.
Погребен игумен Варсонофий на Преображенском кладбище в
Москве, рядом с могилой приснопамятного архиепископа Киприана (Зернова).
Вечная ему память!
Протоиерей Геннадий АНДРИЯНОВ,
настоятель храма Троицы в Серебряниках в Москве