Храм св. Троицы в Серебряниках.

Суббота, 04.05.2024, 10:14

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2017 » Июнь » 2 » К 25-ЛЕТИЮ ХАРЬКОВСКОГО СОБОРА УПЦ: ВОСПОМИНАНИЯ ОЧЕВИДЦА
16:09
К 25-ЛЕТИЮ ХАРЬКОВСКОГО СОБОРА УПЦ: ВОСПОМИНАНИЯ ОЧЕВИДЦА

 

25 лет назад, 27–28 мая 1992 года, в Харькове, в епархиальном управлении на территории Покровского монастыря, состоялся Архиерейский Собор епископов Украинской Православной Церкви, положивший начало новой истории православной веры украинского народа, сохранившего каноническое единство с Русской Православной Церковью и мировым Православием. На Соборе была дана оценка антицерковной деятельности бывшего предстоятеля УПЦ митрополита Филарета (Денисенко), который за клятвопреступление и ряд других антицерковных деяний решением Собора был низложен с должности и запрещен в священнослужении. Новым предстоятелем Украинской Православной Церкви был избран митрополит Ростовский и Новочеркасский, Патриарший экзарх Западной Европы Владимир (Сабодан; † 5.07.2014). Открывалась непростая, но благодатная страница в новейшей истории украинского Православия.

 

 

Предыстория

Автору этих строк довелось начинать работать в церковной журналистике еще до раскола, на Пушкинской, 36, где находился Экзархат митрополита Киевского и Галицкого Филарета. Молодой викарий, наместник открывшейся в 1988 году Киево-Печерской Лавры, епископ Переяслав-Хмельницкий Ионафан (Елецких), ныне – митрополит Тульчинский и Брацславский, был инициатором создания первой на Украине православной газеты – официального органа Украинского Экзархата РПЦ, затем – УПЦ.

Как ответственному редактору, мне было поручено подобрать штат и выпускать новую газету «Украинский православный вестник» на двух языках – русском и украинском. После собеседования Филарет предоставил в здании Митрополии помещение для редакции и пожелал видеть новое издание в киосках «Союзпечати». Поэтому наблюдать весь процесс грядущего раскола и борьбу Церкви за его преодоление пришлось «изнутри». А события развивались так.

 

В 1989 году в УССР была реанимирована раскольническая Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), сбежавшее руководство которой восседало за океаном после победы над фашизмом в 1945 году. В феврале 1990 года, после встречи в Ватикане ратовавшего за «демократические преобразования» Михаила Горбачева с папой Иоанном-Павлом II, была разрешена регистрация греко-католических общин и проведение богослужений. Множество православных храмов на Западной Украине были переданы греко-католикам, православные общины оказались на улице. Представители Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) на этом не успокоились: начались массовые захваты православных храмов по всей территории Западной Украины. Митрополит Филарет, тогда еще законный иерарх, обращался к президенту Горбачеву и в Президиум Верховного Совета СССР с ходатайством защитить права православных верующих. В проповедях он всячески обличал «автокефалистов-националистов», доказывал их каноническую несостоятельность и самозванность, рассказывал о возникновении в 1920-х годах УАПЦ под началом раскольника Василия Лыпкивского, который был кощунственно «рукоположен» возложением руки от мощей святителя Макария на его голову. При этом Филарет оставался ревностным исполнителем повелений советских «партии и правительства».

 

Филарет по-военному ответил премьер-министру: «Я ничего не предлагаю, а сделаю, как вы скажете»

После постановления властей о передаче православного Воскресенского кафедрального собора Ивано-Франковской епархии греко-католикам, правящий архиепископ Макарий (Свистун; † 2007) отказался выполнять это решение, закрылся в соборе и объявил бессрочную голодовку. Весть о голодающем епископе разнеслась «радиоголосами» по Европе и США. Я тогда как раз дожидался приема у Филарета для предъявления ему материалов готовящегося номера газеты, и из открытого кабинета был слышен его разговор с приемной премьер-министра УССР В. Фокина. По тональности и содержанию ответов Филарета стало понятно, что речь идет о мятежном архиепископе Ивано-Франковском Макарии. Было очевидно, что премьер чихвостил экзарха. Тот пробовал что-то возражать, ссылаясь на разгул греко-католиков. Видимо, Фокин спросил: «Так что вы предлагаете?» На что Филарет по-военному ответил: «Я ничего не предлагаю, Витольд Павлович, а сделаю, как вы скажете». Вскоре владыка Макарий вынужден был прекратить голодовку, покинуть собор и 19 марта 1990 года был освобожден от управления епархией.

Фиаско Филарета

 

 

Далее события развивались стремительно. 3 мая 1990 года почил о Господе Святейший Патриарх Пимен, и митрополит Филарет принял обязанности местоблюстителя Патриаршего престола. В Киевской митрополии заговорили о ближайшем избрании Филарета Предстоятелем Русской Православной Церкви. Евгения Петровна Родионова, слывшая «сестрой» Филарета, распоряжалась подготовкой контейнеров для отправки имущества Филарета в Москву. Кандидату в Патриархи, каковым видело в ближайшем будущем его окружение, даже был пошит патриарший клобук.

Однако Господь судил иначе: на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7 июня 1990 года Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Алексий (Ридигер). Председательствующий в первый день Собора Филарет потерпел сокрушительное фиаско еще в первом туре голосования, получив 66 голосов участников Собора; за митрополита Алексия было отдано 139 голосов и за митрополита Владимира (Сабодана) – 107. Во втором туре, состоявшемся в тот же день, митрополит Алексий, набравший 166 голосов, обошёл митрополита Владимира на 23 голоса и был избран Патриархом.

28 октября 1990 года в историческом кафедральном соборе Киевских митрополитов Святой Софии Патриархом Московским Алексием ІІ была дарована Благословенная Грамота (Томас) о даровании Украинской Церкви статуса независимой и самостоятельной в управлении. Характерно, что стратег Филарет пригласил Патриарха в период партийного съезда «руховцев» в Киеве. На Софиевской площади произошло столкновение войск ОМОН с протестующими против приезда Патриарха националистами. Зная о предполагаемых беспорядках, Филарет распорядился прийти на площадь крестными ходами монашествующих женских монастырей и Лавры, в результате чего многие миряне и монашествующие пострадали от рук милиции и оголтелых «руховцев». Так будущий раскольник готовил почву для осуществления своих амбициозных планов – стать «патриархом всея Украины».

Между тем он писал на страницах церковного журнала: «Используя политическую ситуацию, сепаратистские силы способствуют распространению раскола по всей Украине, поставив себе целью ликвидацию УПЦ, которая пребывает в каноническом единстве с Московским Патриархатом» (Православный вестник. 1990. № 10).

После распада Союза и провозглашения на Украине 24 августа 1991 года Акта о государственной независимости, Филарет предпринял попытку предоставления УПЦ полной автокефалии. Он собрал Собор Украинской Православной Церкви (1–3 ноября 1991 г.), на котором протолкнул определение с просьбой к Патриарху Алексию и епископату РПЦ предоставить Украинской Православной Церкви полную автокефалию. Это вызвало неоднозначную реакцию в епархиях УПЦ. На Пушкинскую, 36 прибывали делегации от различных регионов Украины с требованием отозвать обращение и признать его незаконным. На совещании епископата УПЦ три архиерея – епископы Черновицкий Онуфрий (Березовский), ныне Предстоятель УПЦ, Тернопольский Сергий (Генсицкий), ныне митрополит Тернопольский и Кременецкий, и Донецкий Алипий (Погребняк), ныне архиепископ Краснолиманский, – дезавуировали свои подписи под обращением. На следующий день, 23 января они были смещены со своих кафедр. Повсеместно украинская паства выражала свое недоверие Филарету.

В Киеве был создан Комитет защиты Православия в Украине, который возглавил авторитетный священник и духовник протоиерей Михаил Бойко († 2003). Были собраны тысячи подписей о сохранении церковного единства. Делегации комитета обращались к Патриарху Московскому с требованием остановить «филаретовский произвол». Священный Синод РПЦ, состоявшийся 18–19 февраля 1992 года, принял обращение к митрополиту Филарету и епископату Украинской Православной Церкви с требованием «незамедлительно пересмотреть решение Украинского Синода от 23 января, чтобы внести мир в сердца братьев архиереев и в их скорбящую паству, взывающую ныне о справедливости в Церкви. Это позволит сохранить мир церковный и единство Украинской Православной Церкви».

Харьковский Собор УПЦ

 

 

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1–4 апреля 1992 года Филарет перед Крестом и Евангелием поклялся, что «во имя мира церковного» он подаст прошение на предстоящем Архиерейском Соборе Украинской Православной Церкви об освобождении его от обязанностей Предстоятеля. Но по возвращении в Киев отказался от своих слов. В агентстве УНИАН он провел пресс-конференцию, на которой заявил, что он «побывал на Голгофе» и его, «патриота Украины, вынудили заявить об отставке». Имея многолетний опыт тоталитарного управления, он был уверен, что найдет поддержку украинских иерархов, духовенства и мирян или вынудит привычными методами сделать это. Но созревший в идее раскола иерарх глубоко ошибался. 30 апреля в Житомире состоялось совещание Комитета по защите Православия в Украине, в котором участвовали пять архиереев, представители духовенства и мирян. Собрание выразило недоверие Филарету, квалифицировав его действия как клятвопреступление, и наметило созыв Архиерейского Собора УПЦ для принятия отставки Филарета.

Председательствующего на Соборе то и дело вызывали к телефону киевские чиновники, угрожая и требуя отменить Собор

Исторический Харьковский Собор проходил 27–28 мая 1992 года в напряженной обстановке. Председательствующего на Соборе митрополита Никодима (Руснака, † 2011) то и дело вызывали к телефону киевские чиновники, требуя отменить проведение Собора, не рассматривать «дело Филарета», угрожая объявить Собор незаконным. Однако Собор состоялся. В Соборе участвовало 18 епископов Украины из 21 (не участвовали Филарет, Иаков (Панчук) и Андрей (Горак)). По воспоминаниям епископа Алипия (Погребняка), «во время заседания митрополита Никодима постоянно вызывали к телефону, угрожали, так что он возвращался в зал весь бледный. Было тайное голосование, а он, уходя, чтобы ответить на очередной звонок, сказал: “Можете за меня не голосовать. Я отдаю свой голос митрополиту Ростовскому Владимиру”». Согласно решению Собора, был низложен с запрещением в священнослужении бывший митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) и новым митрополитом избран Блаженнейший Владимир (Сабодан).

 

 

Была открыта новая страница в истории Православия на Украине. Неслучайно, оценивая значение Харьковского Собора, Святейший Патриарх Кирилл назвал его участников исповедниками, вставшими на защиту Церкви. Это знаменательное событие положило начало духовному возрождению нашей веры. И вот уже четверть века церковный корабль украинского Православия преодолевает бури и рифы житейского моря, остается оплотом веры и надежды миллионов людей многострадальной Украины.

Послесловие

Вглядываясь в события 25-летней давности, понимаешь: не Церковь устранила Филарета, он сам отлучил себя от Церкви еще задолго до Харьковского Собора, пренебрегая заповедью любви и сострадания, ломая судьбы людей, внося соблазн и расшатывая церковный мир. Господь держит на земле престарелого раскольника, возможно, ожидая его покаяния, а может, уже и отвернувшись от него. Запомнилась беседа с почившим любвеобильным прозорливым старцем схиархимандритом Архипом (Колодием; † 2016) из Нежинского монастыря, который рассказывал: «Когда Филарет начал раскол, я очень переживал. Я любил Филарета как нашего экзарха и владыку и всегда о нем молился. И думал: поеду к Филарету и поговорю с ним о расколе, о том, что Церковь в опасности, что раскол принесет много бед для Украины. И уже решил ехать в Киев. И во сне вижу: стоит Филарет без одежды, совершенно голый, в пустом колодце, из которого ушла вода. И взмолился я во сне ко Господу – и проснулся. И растолковал свой сон: Филарет лишен архиерейской благодати, и колодец – Вода Живая – Дух Святой – отошел от него. И передумал я к нему ехать».

В конце июня 1992 г. Филарет при поддержке власти зарегистрировал в Минюсте устав нового церковного формирования «УПЦ-Киевский Патриархат», по сей день не признанного ни одной Поместной Православной Церковью мира. Это положило начало новой раскольнической деятельности лжепатриарха Филарета.

Недавно в беседе прихожан услышал высказывание одной старушки: «А я молюсь о Филарете, чтоб Господь вразумил его и он покаялся». Хочется, чтобы молитва ее была услышана. Однако трагедия раскола, деятельность раскольников и ее лидера, увы, говорят об обратном.

 

Сергей Герук

 

30 мая 2017 г.

Просмотров: 348 | Добавил: zvon | Рейтинг: 0.0/0

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0