Но вы – род избранный, царственное священство,
народ святой, люди, взятые в удел,
дабы возвещать совершенства
Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет.
(1 Пет. 2:9)
Ныне мы празднуем 1025-летие Крещения Киевской Руси – событие, когда
святой равноапостольный князь Владимир Великий крестил землю русскую.
Христианство появилось на Руси еще задолго до Владимирова крещения.
Христианские общины появляются здесь довольно рано, и это подтверждает
тот факт, что «христианство до Владимира» – гораздо бóльшая и более
определенная величина, чем то, что об этом обычно думают. Впервые
евангельская проповедь была принесена к нам святым апостолом Андреем
Первозванным.
В 60-х годах IX века князья Аскольд и Дир, после похода на
Константинополь, принимают крещение и приносят христианство в Киев, где
получило довольно широкое распространение. Важнейшую роль в
проникновении христианства в Киевское государство сыграла моравская
миссия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 863–885 гг. Следующей
важной вехой на пути Руси к христианству было крещение святой
равноапостольной княгини Ольги, которая посеяла семена Евангелия в
сердце своего внука, будущего князя Владимира, что оказало впоследствии
свое влияние на выбор веры князем Владимиром, просветившим светом
Христовой истины всё наше Отечество.
Крещение Руси – эпохальное событие в нашей истории. Оно стало для
нашего народа точкой отсчета нового цивилизационного развития. Принятие
христианства приобщило молодую Киевскую державу к высшим культурным и
научным достижениям своего времени, нравственно сформировало характер
общества и, главное, дало смысл человеческому существованию.
Русь не только приобщилась к культурным достижениям других народов,
но и, усвоив их, внесла свой богатый вклад в общечеловеческую
сокровищницу культуры, что без принятия христианства было бы невозможно.
Это культурное взаимообогащение христианских народов отразилось во
всех областях культуры Киевского государства: в области права,
литературе, музыке, изобразительном искусстве и архитектуре.
В Киевской державе создается свод законов, названный «Русской
правдой», послуживший основой для последующих законодательных актов и
показавший зрелость русского правового сознания; в древнем Киеве
родилось золотое «Слово о законе и благодати» святого митрополита
Илариона, которое стало не только образцом высокого красноречия, но и
богословским осмыслением и в определенной мере даже программой
становления нового государства; в киевских княжеских палатах написано
«Поучение» святого благоверного князя Владимира Мономаха,
свидетельствующее о высоте государственной мудрости её автора, в
Киево-Печерской Лавре подвизался составитель «Повести временных лет» –
древнейшего из дошедших до нас древнерусских летописных сводов,
основоположник русской исторической науки преп. Нестор Летописец,
донесший нас память о славных деяниях наших предков; здесь трудился и
преп. Алипий, выдающийся иконописец, основатель отечественной
иконописной школы.
В Киеве были созданы такие шедевры русского зодчества, как Софийский
собор – древняя кафедра Киевских митрополитов, архитектурный ансамбль
Златоверхого Михайловского монастыря, Кирилловская церковь, украшенные
великолепными мозаиками и фресками.
Благая весть о спасении стала тем фундаментом, на котором выросла
целая плеяда государственных, религиозных и культурных деятелей, внесших
весомый вклад в формирование и становление нашей Церкви и Отечества.
Православие и ныне остаётся определяющим фактором в нашей
государственной и общественной жизни. Православное самосознание должно
быть руководящим началом в принятии нами повседневных решений, в общении
друг с другом, в трудовой и культурной деятельности, оно должно стать
для нас стержнем нравственных и духовных усилий, основой программы
изменения нашего украинского общества к лучшему.
Мы нуждаемся в возрождении и развитии всех отраслей нашей экономики и
культуры, но прежде всего мы нуждаемся в возрождении и развитии
духовной и религиозной жизни как основы человеческого бытия. Нам
необходимо вдохновение, которое давало бы силы и желание трудиться для
блага и процветания нашего общества. Нам необходимы воля к жизни и
созидательная сила, которые бы давали нам стимул к действию и
уверенность в завтрашнем дне. Организующим и объединяющим началом,
доминантой всей нашей жизни должно стать Святое Православие, содержащее в
себе животворящие истоки всякой человеческой деятельности, способные
освящать ее и давать ей новое качество и содержание.
Только христианство способно спасти современную цивилизацию от
разложения и гибели. Все попытки человечества предложить альтернативу
Христову учению не увенчались успехом. И мы воочию видим упадок тех
стран и наций, которые пошли путем уклонения от Христа. Противление Богу
– это духовный и цивилизационный тупик. Решение проблем современного
человечества заключается в возвращении к Евангелию, к его первоосновам.
Украинская Православная Церковь в эти дни, как и всегда, пребывает
вместе со своим народом, разделяя его радости и его скорби, совершая в
духе самоотвержения и жертвенности свою спасительную миссию Христова
благовестия, направляя народ Божий к исполнению его упования – к
Царствию Божию.
Пусть Господь, по слову Писания, будет Вождем нашим (Ис. 58:11) и
снова станет царствовать в наших сердцах, укрепляя нас Своей благодатью,
дабы мы с новой силой осознали, что мы – Его возлюбленный народ,
который Он благословляет с высоты Своего небесного Отечества.
|