Протоиерею Валентину Свенцицкому довелось жить в эпоху, когда мученически нелегко было не идти на уступки с совестью. В эпоху, когда за духовную свободу приходилось расплачиваться годами ссылки. Но он не шёл ни на какие уступки. Философ, богослов, прозаик, драматург и публицист, отец Валентин сам наиболее ясно сформулировал свой жизненный принцип, от которого не отступал никогда: «Пред Богом смирись – пред злом будь непоколебим. Себя не утверждай, но во имя добра будь пламенен и дерзновенен».
Земной путь протоиерея Валентина Свенцицкого завершился 20 октября 1931 года.
Протоиерей Валентин Свенцицкий
Начало пути
Валентин Свенцицкий родился 30 ноября 1881 года в городе Казань. Он происходил из дворянской семьи, но поскольку его отец не смог оформить развод с первой супругой, Валентин был признан незаконнорожденным ребёнком. Мать мальчика была православной, отец – католиком.
Во время обучения в Казанской мужской гимназии значительное влияние на Валентина оказал законоучитель гимназии священник Алексий Молчанов, впоследствии ставший епископом, Экзархом Грузии. В пятнадцатилетнем возрасте в жизни Валентина происходят изменения – его семья переезжает жить в Москву. Здесь он учится вначале в 1-ой Московской классической гимназии, затем – в частной гимназии Креймана.
В кругу интеллигенции
В 1903-м году Валентин поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В кругу его друзей в это время оказываются кн. Евгений Трубецкой, Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Николай Бердяев. В 1905-м году Валентин Свенцицкий, увлекшись идеями христианского социализма, а также народничества, выступает одним из создателей нелегального «Христианского братства борьбы», в которое также входили Владимир Эрн, Павел Флоренский, Александр Ельчанинов. Он также участвовал в работе «Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева».
В период с 1905 по 1908 годы Валентин Свенцицкий активно выступает с лекциями и докладами не только в Москве, но и в Петербурге, публикуется в журнале «Новая земля». Благодаря своему дару слова, умению притягивать к себе внимание публики он очень быстро стал известен в кругах столичной интеллигенции. Тогда же публикуются и первые литературные произведения Валентина: «Второе распятие Христа», «Антихрист, или Записки странного человека». Пишет он также пьесы, которые ставились в театрах.
Духовный кризис
В 1908-м году Валентин Свенцицкий был исключён из Религиозно-философского общества по причине внебрачных связей (он имел двух незаконнорожденных детей), в чём признал свою вину. Вслед за этим наступает глубокий духовный кризис в его жизни, сопровождавшийся полным переосмыслением всех своих взглядов.
В 1909-м году он уезжает во Францию, скрываясь под чужим именем от своих прежних знакомых. В результате глубоких и болезненных исканий он отказывается от идей социализма и решает полностью посвятить себя Церкви.
В результате глубоких и болезненных исканий он отказывается от идей социализма и решает полностью посвятить себя Церкви
В Россию Валентин Свенцицкий вернулся в начале 1910-х годов. Сразу по возвращении он отправился на Кавказ, где жили монахи-отшельники, желая приобщиться их духовному опыту. Результатом поездки стал выход книги «Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор».
https://pravoslavie.ru/124770.html