Выступление протоиерея Дмитрия Смирнова,
председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами
и правоохранительными организациями Московского Патриархата, настоятеля
храма свт. Митрофана Воронежского на Хуторской на круглом столе «Подготовка ко святому причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса» 27 декабря 2006 года.
Во-первых,
я просто счастлив, что эта тема обсуждается. И что есть желание
обсуждать такие актуальные темы здесь, за Круглым столом в Даниловом
монастыре.
Хочу рассказать о двух эпизодах.
Первый — в Лавре я наблюдал такую сцену. Мама чуть не плачущим
голосом просит иеромонаха причастить мальчика. Иеромонах ей говорит:
«Так он же не исповедовался». Она:»Сыну семь лет только сегодня
исполнилось». Он: «Нет, без исповеди нельзя». Как жаль, что она не
сообразила сказать, что он родился вечером! Я это сам видел на солее
Успенского собора.
Второй эпизод. В одном монастыре на Афоне, очень хорошем, я узнал,
что монахи причащаются в субботу. Почему? потому что в пятницу пост. А в
воскресенье уже не причащаются.
Мне кажется, что в памятку ко причастию необходимо внести такую
главу, как «лекарства». Потому что очень много священников считают
лекарство едой. Нитроглицерин, лекарства при диабете — всё это еда, т.е.
падай в кому, но в рот не бери. Поэтому надо где-то обозначить, что
лекарства не есть еда. Как и запивание лекарства молоком — это не
нарушение поста.
Каноны Православной Церкви предписывают причастие в Светлую Седмицу.
Я когда-то предлагал такую схему. Кто причащается раз в году — тот
должен поститься весь пост. Т.е. месяц поститься и где-то в конце поста
причащаться. Кто причащается раз в пост — тому поститься неделю. Кто
причащается раз в месяц — тому три дня. Кто причащается раз в неделю —
то среда и пятница и в субботу всё-таки без мяса.
Необходимо сказать об Евхаристии, как о стимуле, в первоначальном
значении этого слова — в пастырском окормлении. Если христианин привык
причащаться, то отлучение его временное пастырем является инструментом
его пастырского окормления. И окормлять и воспитывать таким образом
можно только постоянно причащающегося человека. Например, я однажды
отлучил одну женщину на целый год, т.к. она занималась разрушением семьи
своей дочки. Благодаря тому, что она часто причащалась, для неё это
было серьёзно, хотя и не помогло в итоге.
Исповедь у другого духовника. Конечно, это возможно и никаких
препятствий мы не ставим. Но!.. очень часто человек отправляющийся в
паломничество в какой-то монастырь приезжает с квадратными глазами, с
какими-то епитимьями. И я некоторым запрещаю исповедоваться в других
монастырях. Потому что человек возвращается полностью с разрушенной
духовной жизнью, с полностью мозгами «набекрень». У нас же старцев в
стране, которые пять лет назад рукоположены, но они с бородами, у них
саны, кресты — все дела. И потом некоторые после них уходят из общины,
становятся «иннэнщиками», ещё кем-то… Поэтому некоторой категории
граждан наших и прихожанам нельзя исповедоваться в других местах. Потому
что некоторые духовники, даже ничего не узнав о человеке, в капусту
рубят его душу.
Благословение на причастие. Наша многолетняя практика состоит в том, что мы перед Рождеством
и перед Пасхой говорим всем заранее, что нужно исповедоваться в течение
недели-полутора, и потом, если никого не убил, можно причащаться без
исповеди.
Очень удобная форма для тех, кто любит исповедоваться подробно —
письменная форма, которая практиковалась у нас ещё в начале 20-го века.
Я почувствовал очень большую разницу между приходами большими и очень большими.
Какой-то процент людей — я его оцениваю в 15 — пришедших в
воскресенье — это люди, пришедшие в первый раз. Как-то их отделить в
отдельный придел или поднять на второй этаж двухэтажного храма пока не
представляется возможным. Не можем мы так организовать их, тем более все
они приходят в разное время. Тем не менее, надо постараться этому
человеку, вновь пришедшему, дать максимум. И даже если он пришел поздно,
если он никогда не постился и не знал что это такое, если он
действительно пришел с раскаяньем, а таких много, по-своему
подготовившихся к исповеди — я считаю, что такого человека причастить не
только можно, но и нужно. Но снабдив его сведениями о том, как надо
готовиться. Я всегда спрашиваю: «Есть ли у тебя молитвослов? читал ли ты
Евангелие? есть ли оно у тебя?» Даём ему правило читать Евангелие с
этого дня каждый день, рассказываем о посте и говорим, как надо впредь
готовиться. Но в тот раз причащаем всё равно. Как дитя.
Если у человека нет смертных грехов… А самый распространённый грех —
это так называемый «гражданский брак» или «у меня есть любимый человек».
Я ему говорю, что любить друг друга — это очень хорошо, но ваши
отношения — это не просто любовь, это уже больше супружеские отношения,
поэтому решайте с любимым человеком этот вопрос, будете ли вы созидать
семью и если будете — давайте это делать скорее, а я готов повенчать
бесплатно. Если же он любит, но не настолько, я ему говорю, что в
церковь, по идее, в таком случае дальше притвора входить нельзя, потому
что это противоречит заповедям Божьим.
И вот если так поговоришь по-доброму, объяснишь, очень многие потом женятся…
|