Новым главой Русской архиепископии Константинопольского Патриархата избран
архимандрит Иов (Геча). 5 декабря состоялась его архиерейская
хиротония. Что это за человек и какое будущее ожидает Архиепископию?
Ещё не отзвучала «Вечная память», пропетая в сороковой день кончины
епископа Гавриила Команского (де Вильдера), как 5 декабря вечером
в парижском соборе святого Александра Невского на улице Дарю состоялось
введение на кафедру его преемника, архиепископа Иова Тельмисского
(Гечи).
«Аксиос!» — пожелаем молодому архиепископу, которому менее 40 лет,
помощи Божьей, столь необходимой в духовном и административном
окормлении особого церковного образования — Архиепископии Русских
Православных Церквей в Западной Европе.
Обозначение «Русских» выделено у меня курсивом, так как за последние
десятилетия, отчасти в силу чистой демографии, где сама эмиграция
и представители её второго поколения сейчас наперечёт, отчасти
в результате сознательного курса на дерусификацию.
Выборы владыки Иова состоялись 1-го ноября вечером на Внеочередной
сессии Ассамблеи Архиепископии, а это — делегаты клира и мирян всех её
приходов, под председательством митрополита Эммануила Галльского,
экзарха Вселенского патриарха. Эти выборы и голосование, а также
утверждение кандидатов состоялось в полном соответствии с Томосом
Патриарха Константинопольского. Архиепископия неизменно напоминала
о том, что она во всём придерживается положений и церковного Устав
разработанных, Московским собором 1917–18 годов. Недавние выборы,
предварительные консультации, процесс выдвижения кандидатов и само
голосование прошли при полном соблюдении необходимой соборности,
гласности и духа того, что принято называть церковной демократией.
На утверждение Святейшим Патриархом Варфоломеем и Священным Синодом
был представлен список из трёх кандидатов: архимандрит Григорий
(Папафомас), архимандрит Иов (Геча),архимандрит Симеон(Коссек). Этот
список был составлен с учётом поправок, внесённых до того в Устав
архиепископии. Поправки делали возможным выдвижение кандидатур
монашествующих священников, не обязательно пробывших предыдущие пять лет
в клире Архиепископии. На этом изменении Устава особенно настаивала
Архиепископия, что и было учтено, принято и утверждено Святейшим Синодом
Вселенского патриархата.
В начале Внеочередной сессии Ассамблеи митрополит Эммануил сообщил
о том, что Константинополь, в полном соответствии с положениями Томоса —
основного, «конституционного» документа «Дарю» — двоих кандидатов, арх.
Григория (Папафомаса) и арх. Симеона (Коссека) не утвердил. А для
обеспечения реальности выбора Священный Синод представил две
кандидатуры: архимандрита Виссариона (Комзиаса) и иеромонаха Михаила
(Онищенко).
Делегаты Общего собрания обстоятельно обсудили эти три кандидатуры и,
если не единогласно, то подавляющим большинством выразили предпочтение
архимандриту Иову. Одновременно был, в полном составе, переизбран
прежний Совет Архиепископии. Решение Ассамблеи было утверждено Священным
синодом Вселенского патриархата. 30 ноября в Константинополе состоялась
торжественная хиротония, проведённая патриархом Варфоломеем.
Итак, период «междуцарствия», доработка Устава, выдвижение
кандидатур, подготовка и проведение выборов, взаимодействие
с Константинополем — весь этот процесс безукоризненно соответствует как
духу и букве решений Собора 1917–18 гг., так и Томосу, устанавливающему
канонический порядок управления архиепископией.
Прежде чем кратко сказать об уже богатом жизненном пути владыки Иова,
следует напомнить о том, что Архиепископия, созданная митрополитом
Евлогием как временное образование (в ожидании освобождения России и её
Церкви от богоборческого режима Советов), давно отказалась от замысла
своих создателей, т. е. митрополита Евлогия и эмигрантов, посвятивших
себя ускорению падения этих Советов, мыслителей «парижской школы
богословия». Постепенно непровозглашенной задачей и мечтой Архиепископии
стало создание Поместного православия, неканонического образования,
в обход существующих Поместных церквей.
Владыка Иов (Игорь Владимирович Геча) родился в канадско-украинской
семье в 1974 году. Рукоположен диаконом в Канаде в 1996 году. Монашеский
постриг — в Виннипеге в 1996 году.
Степень доктора богословия была ему совместно присвоена Свято-Сергиевским институтом и Католическим институтом в Париже.
С 2003 до 2008 он священствует в Париже, член совета Архиепископии.
В 2005–2007 — декан Свято-Сергиевкого богословского института. Начиная
с 2009 и до сих пор преподаёт литургику и догматическое богословие
в Институте при Православном центре Вселенского патриархата в Шамбези
(Швейцария). В 2009–2010 годах читает курс канонического права
в университете им. Петра Могилы в Киеве. С 2012 года — приглашённый
профессор Фрибургского университета. Свободно владеет русским,
украинским, французским, английским и греческими языками.
Если судить по биографии, владыка Иов — преемник покойного владыки
Сергия (Коновалова), занимавшего парижскую кафедру с 1993 по 2003 годы.
В своём первом пастырском послании от 1 ноября 2013 новый Архиепископ Телмисский говорит:
«Сегодня наш долг — быть верными этому
наследию и продолжать служить единству православной диаспоры. Находясь
в юрисдикции Вселенского Патриархата, мы должны, в духе постановлений
IV-го Всеправославного Предсоборного Совещания, самым тесным образом
сотрудничать в этом пастырском служении с другими епархиями в Западной
Европе в рамках Ассамблей православных епископов».
Казалось бы, положение само собой разумеющееся, настолько
естественное, что напоминание о нём может показаться странным. Однако
это на первый взгляд нейтральное напоминание оказалось остро необходимым
на фоне полных нестроений церковной действительности, доставшихся
в наследство владыке Иову.
Знатоки истории архиепископии, — как не подумать о Николае Россе,-
со временем обобщённо и полно обрисуют десятилетие правления покойного
владыки Гавриила (Команского). Да и его ли лично это было правление?
Католический монах, фламандец, перешедший в православие, научившийся
со временем церковнославянскому, но никак не разговорному русскому, мало
понимающий эмиграцию, не говоря о России и её Церкви, он нуждался
в помощи и в советах. А после того, как начал проявляться тяжелейший
недуг (рак головного мозга), степень самостоятельности совсем съёжилась…
Насколько могу себе представить владыку Гавриила, он не был одержим
тщеславием или любовью к почестям. Наоборот, он хотел лучшего для своего
церковного удела, а потому несколько поспешно провёл большое количество
рукоположений коренных европейцев, призвание которых не состояло в том,
чтобы числиться в Архиепископии «русских» православных церквей… И речь
тут не о «филетизме», а о соблюдении традиции.
Само избрание владыки Гавриила состоялось после исторического
предложения покойного патриарха Алексия II, содержащегося в его послании
от первого апреля 2003 года: воссоединиться с Матерью Церковью и под её
омофором создать независимую административно, кадрово, бюджетно,
и проч. Митрополию русских православных церквей в Западной Европе. После
сердечного сближения епископа Сергея (Коновалова), близкого к нему
священства (из его окружения) с Русской Церковью и её предстоятелем, при
уже начавшихся конкретных переговорах 1998–99 по объединению — письмо
Святейшего было как нельзя ко времени.
Отношения с РПЦ получили новый импульс в 90-х годах прошлого века:
встречи на разных уровнях и совместные служения увенчались сослужением
правящего архиепископа Сергея (Коновалова) с Патриархом Алексием
II в. Успенском соборе Кремля (1995 г.). Начались переговоры о возможном
воссоединении с Церковью-Матерью, тема обсуждалась в феврале 2001 года
во время визита во Францию митрополита Кирилла, когда он предложил
предоставить экзархату, в случае его воссоединения с Московским
патриархатом, статус автономии, подобный статусу Украинской церкви,
с присоединением к нему приходов Западной Европы, находящихся в ведении
Российской церкви.
Воссоединение в результате состоялось в 2007 году, но без
Архиепископии, а с РПЦЗ, изначально стоявшей на позициях куда более
далёких от РПЦ, чем Дарю.
А тогда, в 2003 г., Совет Архиепископии начисто отверг предложение
Святейшего Патриарха Алексия и добился в мае того же года избрания
владыки Гавриила. Был распущен, чтобы не сказать разогнан, «Евлогианский
кружок», объединявший духовенство, стоящее за сближение с РПЦ.
Брутальный отказ в рассмотрении предложения Святейшего практически обсёк
все живые контакты с РПЦ и её Корсунской епархией с центром в Париже.
После этого диалог с Московской патриархией сошёл на нет,
а Архиепископия разделилась на два противоборствующих лагеря:
сторонников идеи поместной церкви русской традиции, готовых принять
предложение патриарха Алексия, и сторонников идеи французского
православия.
С 2003 года, началась демонстративная череда недружественных действий
по отношению к Московской патриархии. Вот лишь несколько примеров:
Патриарх Алексий II, прибывший во Францию в 2007 году, был первым
православным патриархом, который, находясь во французской столице
с государственным визитом, не был приглашён служить на «рю Дарю».
Это не помешало авторам официального некролога о владыке Гаврииле
отметить, что он в крипте кладбищенской церкви в Сент Женевьев де Буа
обменялся с Алексием II несколькими фразами по-немецки… Смешно, кабы
не грустно.
Эпизод «протокольно» ещё более коробящий: находящийся в Париже
митрополит Иларион, председатель ОВЦС, был приглашён служить на «Дарю».
Но накануне телефонным звонком предложение было отменено! Вскоре после
этого ему пришлось сообщить о выходе из состава редколлегии журнала
«Вестник РХД», (главный редактор — Н. С. Струве) — журнала, в 60–70 годы
столь активно помогшего верующим в бывшем СССР.
Эти печальные факты, стали оформлением трагической размолвки,
произошедшей по инициативе парижской группы левых интеллигентов,
считающих себя элитой, единственными хранителями и владельцами
«парижской школы богословия». Горделивое отстранение от суетной жизни
не помешало этой группе довести здания и территорию Свято-Сергиевского
института до аварийного состояния, а недавно — чуть не искалечить фрески
великого Стеллецкого.
В ноябре 2006 года Правительство Российской Федерации подало иск
во французский суд по восстановлению его единственным законным
собственником Свято-Николаевского собора в Ницце. Юридическое объяснение
ситуации было бы слишком громоздким, об этом много написано.
В результате процессов, занявших целые семь лет, суд был выигран.
Одновременно с подачей иска тогдашний посол России А. А. Авдеев лично
предложил владыке Гавриилу совместно определить условия продолжения
пребывания Архиепископии в храме. Последовал категорический отказ
от каких-либо переговоров. А культовая ассоциация Ниццы (АСОР) по ходу
процесса не пренебрегала ничем в своих кампаниях по очернению РПЦ.
За время семилетнего процесса в Ниццком Соборе по инициативе
протоиерея Иона Гейта квази-административно была отлучена от причастия
старейший секретарь культовой приходской ассоциации — Лидия Федоровна
Плас. Лишь за то, что она помогла найти архивные документы,
подтверждающие собственность России. Несчастная женщина скончалась без
исповеди и соборования. Так владыка Гавриил и его окружение изыскали
на Лазурном берегу нового Толстого…
Вот уже более года, как храм возвращён России, передан в пользование
Корсунской епархии. Он оказался в таком прискорбном состоянии, что
России пришлось ассигновать 20 миллионов долларов на его архитектурное
спасение.
А замечательный собор в Биаррице (там тоже верующие безуспешно
обращались в местный суд с просьбой вернуться в Русскую церковь),
возведённый Россией в XIX веке, находится на грани административного
закрытия: его посетителям угрожает камнепад… Архиепископия и тут
отклонила любые контакты с РПЦ, но зато ввела плату за вход, как это
было в Ницце.
В самой России, где процесс церковного строительства продолжает
вызывать страстные споры и противостояния, ситуация во Франции,
наверное, — не первая забота православных СМИ. Тем интереснее отметить,
что отец Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовского института,
неоднократно бывавший в Париже, священник, знающий и любящий «парижскую
школу богословия», говорит о том, что для Архиепископии самый
естественный путь — воссоединиться с освободившейся Матерью Церковью.
Все эти годы по нарастающей шла кампания, направленная против РПЦ
и нынешней России. Член Совета Михаил Соллогуб разместил несколько
статей во французской «Фигаро» (о ненадобности, например, строительства
православного собора РПЦ в Париже!). Вестник РХД, сайт РСХД, ряд блогов
в социальных сетях по-стахановски соревновались в хуле на РПЦ и её
предстоятеля.
В 2013 году покойный владыка Гавриил и Совет Архиепископии провели
ряд церковно-политических, процессов с полным нарушением Положения
о церковном суде. Пять старейших прихожан Дарю были отлучены! Их вина
в том, что они говорили правду. Среди них — Василий фон Тизенхаузен,
многолетний секретарь епархии при владыке Сергии (Коновалове) и,
в недавнем прошлом, секретарь Ассамблеи православных епископов Франции.
За прошедшие 10 лет правления Совета Архиепископии стало очевидным,
что её приходы не сумели (возможно, не захотели по соображениям, близким
к кастовым), принять массу приехавших из СНГ и других православных
стран людей и помочь им. Не нашли общего языка и с огромным количеством
молодых православных специалистов разных профилей, живущих в Европейском
союзе. Большинство из них молится в приходах русской церкви, которых
просто не хватает, а стены их не раздвинешь. Именно исходя из этого
осуществляется масштабная программа строительства новых культовых
зданий: большой собор в Париже (скоро будет заложен первый камень),
Мадрид, Рим, Барселона, Страсбург, Берлин… — по всей Европе.
И ещё социально-религиозный фактор: в 60–70 годы — отчасти
от неприятия решений Второго Ватиканского собора, отчасти из-за
духовно-идеологического кризиса, достигшего апогея в 1968 году, приток
коренных европейцев, обращающихся в православие, стал огромным. Они
пополнили приходы Архиепископии. В наше время их поток иссяк, но приходы
РПЦ продолжают вести активную миссионерскую деятельность.
Мы с Ксенией присутствовали в соборе святого Александра Невского
на ул. Дарю, на службе «столования» владыки Иова. В переполненном храме
доля моих сверстников (80 лет и более) нас поразила, молодых — единицы!
Мы услышали обращение-напутствие митрополита Эммануила Галльского,
в храм пришёл кардинал Парижский Андре Вэнт Труа, представители всех
православных церквей. Особо надо отметить участие в службе епископа
Корсунского Нестора. Тем более значимо это участие, что в своём слове
новый архиепископ буквально привёл тот отрывок из своего первого
пастырского послания, который мной выделен в начале этого текста:
«необходимость крепить братские отношения с другими православными
церквами, более интенсивно взаимодействовать в рамках Ассамблеи
епископов».
Владыка Иов настойчиво напомнил о том, что его «выборы проходили
в полном соответствии с традициями Архиепископии — положением Собора
1917 года и патриаршим Томосом». Закончил он «надеждой на начало новой
главы, которая будет писаться именно соборно в истории столь дорогого
нам церковного образования появившегося в Европе в результате победы
большевистского путча в России».
Пожелаем владыке Иову помощи Божьей! О, как она ему нужна! Пожелаем
сил и терпения в осуществлении задуманного обновления духа
в Архиепископии. Нужна Божья помощь и в деле, не побоимся слова,
спасения Свято-Сергиевского института (владыка Иов и об этом говорил,
он к институту очень привязан), и в очень многом другом.
Аксиос!
|