Священный Синод Русской Православной Церкви установил
дополнительный день празднования памяти святых благоверных
князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в
иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, – в
воскресный день, предшествующий 19 сентября (6 сентября по
ст.ст.). Мы обратились к протоиерею Александру Лебедеву,
настоятелю вологодского храма Покрова Пресвятой Богородицы
(что «на Торгу»), с некоторыми вопросами,
касающимися такого – повышенного – внимания
Русской Церкви к почитанию этих святых –
покровителей семьи.
Святые Петр и Феврония. Художник: Александр Простев
– Отец Александр, чем
вызвано установление второго праздника в честь святых
покровителей семьи? Одного праздника мало, или все дело в
том, что приходится он на пост?
– В общем, да, всё примерно так и есть. Архиерейский
Собор Русской Православной Церкви 2–4 февраля 2011
года поручил Синодальной богослужебной комиссии
«рассмотреть вопрос о дополнительной дате
празднования памяти святых благоверных князя Петра и
княгини Февронии Муромских, имея в виду желание многих
христиан вступить в церковный брак в день почитания этих
покровителей супружества». Так что можно с
уверенностью сказать, что, устанавливая это празднование,
Церковь пошла навстречу желанию церковного народа. Дело в
том, что во время постов венчание, по церковному уставу,
не совершается. Справедливо считается, что аскетические
усилия и воздержание от увеселений в постное время не
очень согласуются со свадебными радостями.
Люди, создавая
семью, осознают, что идут на очень важный шаг, отдают
себе отчет, что брак – дело не только радостное, но
и трудное; люди ищут помощи в своей семейной жизни, в
построении правильных отношений. Именно отсюда возникает
желание вступить в брак в день памяти святых покровителей
брака – молиться в этот день святым Петру и
Февронии. Своей благочестивой жизнью они показали образец
таких семейных отношений, которые даже в самых тяжелых
обстоятельствах делают возможным мир, спокойствие и
супружеское счастье. Они пронесли любовь друг к другу
через все жизненные испытания. Поэтому к этим святым
супругам обращаются с молитвой о семейном благополучии,
взаимопонимании между супругами и о покровительстве в
семейной жизни.
– Почему, кстати, именно 19 сентября, а не в
другой какой-то день?
– Синодальное решение говорит не о 19-м числе, а о
воскресном дне, предшествующем ему. Воскресенье, конечно,
выбрано не случайно. Венчание
не совершается не только во время многодневных постов, но
и накануне постных дней (среда и пятница), а также
накануне воскресных и праздничных дней, в которые нужно
дать место радости духовной, а не телесной. Так как 19
сентября может выпадать и на предвоскресные, и на
предпостные дни, выбран стопроцентно венчальный вариант
– воскресенье. А дата привлекла внимание тем, что в
этот день в 1992 году состоялось перенесение мощей святых
Петра и Февронии. После революции мощи этих святых
постигла участь многих святынь: в 1921 году они были
изъяты и перевезены в местный краеведческий музей, где
были выставлены в антирелигиозном отделе для всеобщего
обозрения. В 1970-х годах гробница с мощами святых Петра и
Февронии вместе с гробницами других муромских святых была
убрана в хранилище, где и находилась до начала 1989 года.
Затем гробницы с мощами Муромских чудотворцев были
возвращены Русской Православной Церкви. Тогда в Муроме был
открыт лишь один православный храм – Благовещенский
собор бывшего мужского монастыря, в котором и были
положены мощи. В 1992 году мощи муромских святых были
торжественно перенесены из Благовещенского храма в первый
возрожденный во Владимиро-Суздальской епархии
Свято-Троицкий женский епархиальный монастырь, где
находятся и поныне.
– Да что вы, христиане, все о семье да о
семье! Сейчас прогрессивные люди за права гомо-, лесби-,
транс- и прочих ущемленных борются, а вы, отсталые
церковники, в позавчерашнем веке живете, всё о семье
талдычите. Смысл вашей настойчивости в чем?
– Настойчивость христиан объясняется неизменностью
нашей веры. Мы талдычили, талдычим и будем талдычить одно
и то же: заповедь Божия – путь к жизни, а нарушение
заповеди, грех, извращение – путь к смерти. Неважно,
какой век на дворе, неважно, что считают прогрессивным, а
что – «отстойным», вообще ничто не
важно, кроме одного: заповедь Божия – истина.
История учит (конечно, тех, кто способен воспринять ее
уроки), что расцвет извращений, толерантное отношение к
тому, что сейчас объединяет гомо-, лесби- и
трансменьшинства, – предвестники близкой гибели
цивилизации. Это не прогресс, это уже было, это уже
проходили, достаточно вспомнить конец Римской империи,
который сопровождался расцветом и гомо-, и лесби-. К чему
это привело? Пришли примитивные варвары и вырезали
утонченных, прогрессивных и толерантных римлян. Уничтожили
как государство и как культурную традицию. И если
цивилизационные основы Римской империи возродились в
Европе, то только благодаря христианству, которое легло на
души варваров – франков, германцев, англов и прочих
– и сделало их способными воспринять принципы
человеческого общежития, основанного на понятии закона.
Давнишние варвары, а ныне просвещенные европейцы в силу
своей толерантности могут повторить путь когда-то
поверженных ими римлян – они будут вытеснены на
обочину жизни какими-нибудь варварами наших дней.
Вытеснены и цивилизационно, и физически. Это если говорить
глобально. А если переходить на личности, то всякий
творящий «прогрессивные» мерзости сеет смерть
в свою душу и тело, а всякий пропагандирующий эти мерзости
– сеет смерть еще и вокруг себя. Семена эти
прорастают, разлагая человека еще прижизненно и готовя
вечную муку посмертно. Христиане настаивают, что не в этом
состоит счастье человеческой жизни. Есть смысл в такой
настойчивости? Думаю, да!
– Думаете, хоть чего-нибудь
добьетесь?
– Конечно, добьемся. Тот, кто способен воспринять
смысл христианского послания, будет предупрежден об
опасности и, возможно, сможет ее избежать, а это уже
полпути к настоящему человеческому счастью: любить
ближнего настолько, чтобы быть с ним одним целым. Такое
возможно только в семье, в которой, по слову Христа,
«уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19: 6).