Храм св. Троицы в Серебряниках.

Четверг, 02.05.2024, 09:15

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2015 » Апрель » 19 » Священник Константин Камышанов о давке во время раздачи кулича: У нас нет культуры практики христианства
14:40
Священник Константин Камышанов о давке во время раздачи кулича: У нас нет культуры практики христианства
13 апреля. ПРАВМИР. 12 апреля на Пушкинской площади освятили кулич весом 900 килограммов. Куличом угощали бесплатно всех желающих, на площадь пришло около 10 тысяч человек. Блоггеры отмечают, что во время раздачи кулича возникла давка. Почему праздник был омрачен беспорядками и можно ли было их предотвратить? Об этом Правмиру рассказал священник Константин Камышанов.
Священник Константин Камышанов о давке во время раздачи кулича: У нас нет культуры практики христианства

Когда Христос ходил по улицам городов, вокруг Него тоже была давка и толкались люди. Кто были они?

Они были кем-то вроде наших энергичных прицерковных бабушек. Толкающиеся прихожане, шумные дети, зевающие христиане и те, кто устраивает бесчинства на освящениях пришли в храм не Христа ради.

Человек может понимать, что есть высшая сила – Бог. Человек может признавать ее господство. Он также может осознавать свою слабость по сравнению с этой силой, и ничтожно просить ее о помиловании, и при этом не быть Христианином.

На Тайной вечере, за несколько часов до ареста,  жестокого суда во дворе первосвященника, Христос совершил невероятный поступок, в котором наглядно показал суть Своего учения. Такого Он никогда не делал. Господь и Бог встал на колени и умыл ноги ученикам.

А после сказал две важные вещи, поясняющие это эксцентричное происшествие. Слова были о том, что, кто хочет быть первым — должен стать слугой брату. Слова Бога относятся ко всем. И к толкающимся бабушкам, и к батюшкам, стоящим во главе общины, и епископами и Патриархам. Просто бабушки на виду и их действия особенно заметны.

Господь не сказал бы их в такой важный момент, если бы они не имели такого огромного значения. Он предвидел нашу действительность и хорошо знал слабости человека.

Просто кланяться и служить как раб ни один нормальный человек не может. Господь открывает тайный двигатель христианства – дружбу.

Он Сам говорит о том, что « Я уже не называю вас учениками, но друзьями». Дружба является в глазах Бога очень важным мерилом отношений не только между людьми и Богом, но между Его учениками.

Наблюдая давку за куличами, банками с маслом, в очереди ко кресту и даже на причастие, мы можем понять, что бесчинствующие люди не только не ученики Христа, но и вообще — невоспитанные граждане.

Куда там до христианства?

Причина в отношении к Богу и к своей душе и, как ни странно, в службе.

Большая часть народа присутствует на службе медитативно, без соединения со Христом. Поэтому они уходят такими, какими пришли.

Пение. В большинстве случаев хор поет невнятно, так что за музыкальными оборотами смысла не разобрать. Пение, часто превращается, в музыкальное украшение службы, которое существует само по себе. Нечто вроде музыкальных обоев или декораций.

Чтение. Насыщенность чтений образами так сильна, что только очень подготовленный человек может проследить последовательность и логику литургического повествования до конца. Наша служба, если ее постараться воспринимать так, как она задумана, рассчитана на весьма подготовленного человека. Отсюда нужно сделать вывод, что мы имеем недостаток миссионерской работы.

Шуметь на толкающихся бабушек в этом случае поздно и даже несправедливо. Они — плод нашей миссионерской работы. Шуметь надо на себя.

Духовное руководство. Сложившийся формат приходской жизни весьма прост. Одни делают вид, что ведут духовную жизнь, а другие делают вид, что руководят этой жизнью. Духовное руководство, в большинстве случаев, происходит в экспресс-формате исповеди. Исповедь, вместо таинства, становится быстрой беседой по душам с признаками обрядового покаяния.

Таким образом человек не сможет сформироваться с помощью священника, как руководителя духовного возрастания.

И еще одна характерная наша фатальная особенность: наша вера, подчас, сугубо иррациональна. У нас участие в мистике таинств не требует дел милосердия.  У нас нет культуры практики христианства. Она нечто вроде факультатива. Хочешь — помогай волонтером, не хочешь, — приходи, стой, забирай пузыречек с маслицем и можешь быть уверен, что с Богом договорился.

Но нельзя все сваливать на священника и Церковь. Христос сказал, что Его чада – это малое стадо. Мы должны понять, что Церковь – это не комсомол с его поголовным охватом. Всегда большинство было есть и будет подобной толпе, слушавшей Нагорную проповедь Христа и насытившаяся пятью хлебами.

Послушали, покушали, покивали главами и пошли домой, навсегда канув в Лету. А с Господом осталось всего двенадцать человек. Можно ходить на голове, можно обмиссионерствоваться, положить душу, но и тогда большинство придет в храм только за тем, чтобы послушать, что-то съесть и понести домой нечто в пузырьке. Как писал Маяковский, на сходную тему:

Но хладную планету эту
И солнцем Ленина
Не растопить

Богу не удается растопить сердца миллиардов людей, нам ли удастся?

Поэтому свалка на раздаче в храме была и будет в обозримом будущем. Но для нас она должна быть напоминаем о словах Христа о том, как нас будут судить на Страшном Суде, и по какому билету будут пускать в Рай.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Наблюдая это печальное зрелище в наших храмах, мы должны призывать к порядку. Так делается уже десятки лет, впрочем, почти без толку. И в то же время понимать, что мы – как сообщающиеся сосуды. В этих печальных картинах есть и наш портрет.

Но это не должно приводить в уныние. Если бы все было хорошо, то Бог обошелся бы и без нас. А мы именно на то призваны, чтобы благодаря нашей миссии мир стал лучше и ближе к Богу, в чем нам и помоги, Господи.

 

Иеромонах Макарий (Маркиш): Давка возникшая во время раздачи кулича знакома многим священникам

13 апреля. ПРАВМИР. 12 апреля на Пушкинской площади освятили кулич весом 900 килограммов. Куличом угощали бесплатно всех желающих, на площадь пришло около 10 тысяч человек. Блоггеры отмечают, что во время раздачи кулича возникла давка и беспорядки. Можно ли было их предотвратить? Отвечает руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).
Иеромонах Макарий (Маркиш): Давка возникшая во время раздачи кулича знакома многим священникам

Ситуация, возникшая во время массовой раздачи кулича на Пушкинской площади, знакома многим священникам. Причина этой истории кроется в самой человеческой природе. Как только архиерей нашей епархии вышел на кафедру, он установил порядок на каждый большой церковный праздник или крестный ход раздавать бесплатно маленькие иконки прихожанам. Через три месяца эту традицию пришлось прекратить. Так как каждый раз возникали беспорядки, 75-летние бабушки вели себя как бойцы спецназа в очереди за иконками.

Может быть, каждая из этих бабушек была героем труда или ветераном Великой Отечественной войны, но человеческая природа такова, от нее никуда не деться.

Проводить такие праздники можно, почему бы и нет? Наш архиерей просто перестал раздавать иконки, когда выяснилось, что возникает давка, а сами праздники остались. Но все надо организовывать с умом и с толком.

Подобные случаи знакомы и мне. Однажды во время раздачи святой воды, когда стоял лютый мороз, я увидел, как прихожане в толпе начали ругаться. Я спросил у одной из женщин: «Зачем вы пришли?» Она удивилась: «Что значит «за чем»? За святой водой!» — «Много ли святости в воде останется после такого поведения?» — спросил я. И все сразу замолчали, получили свою воду и тихо разошлись. А те, кто не услышал моих слов в толпе, продолжали ругаться.

Где-то приходится мириться с человеческими слабостями, а где-то надо организовать все так, чтобы они не проявлялись.

К сожалению, такие ситуации – любимая пища для всех русофобов и христофобов. Им это нужнее всего. К простым людям, которые оказались в такой ситуации на площади можно отнестись с некоторым снисхождением, с печалью, но враги христианства, враги Церкви, враги России, нуждаются в таких историях. Они питаются падалью. Ничего трагичного там не произошло – люди пошумели, поругались, всякое бывает, но для врагов Христа – это большая удача.

Эта смехотворная во многом история – как доза для наркомана или алкоголика для тех, кто не может жить без того, чтобы сказать что-то злое о России и православном празднике. Они начинают говорить «вот она – Церковь, вот оно – христианство». И таким людям не надо давать поводов для обсуждения.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.


Источник: http://www.pravmir.ru/ieromonah-makariy-markish-davka-voznikshaya-vo-vremya-razdachi-kulicha-znakoma-mnogim-svyashhennikam/#ixzz3Xkq7wTKv

 

Просмотров: 544 | Добавил: zvon | Рейтинг: 0.0/0

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0