Успенский пост установлен
перед великими праздниками Преображения
Господня и Успения Божией Матери и продолжается
две недели — от 14 до 27 августа.
Успенский пост дошел до нас с древних времен
христианства.
В беседе Льва Великого,
произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание
на Успенский пост: «Церковные посты расположены
в году так, что для каждого времени предписан
свой особый закон воздержания. Так для
весны весенний пост — в
Четыредесятницу, для лета летний — в
Пятидесятницу (Петров пост), для осени
осенний — в седьмом месяце (Успенский), для
зимы — зимний (Рождественский)».
Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост
в августе (Успенский) учрежден в честь
Матери Божия Слова, Которая, узнавши
Свое преставление, как всегда
подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи
святой и непорочной, и не имела нужды в посте;
так особенно Она молилась о нас, когда
намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и
когда Ее блаженная душа имела чрез
Божественного духа соединиться с Ее сыном. А
потому и мы должны поститься и воспевать
Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем
к молитве за нас. Некоторые, впрочем,
говорят, что этот пост учрежден по случаю двух
праздников, то есть Преображения и Успения. И
я также считаю необходимым воспоминания обоих этих
двух праздников, одного — как подающего
нам освящение, а другого —
умилостивление и ходатайство за нас».
Успенский пост не такой строгий, как Великий, но
более строгий, чем Петров и
Рождественский посты.
В понедельник, среду и пятницу Успенского поста
устав Церкви предписывает питаться
сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без
отваривания пищи; во вторник и
четверг — «с варением пищи, но без
елея», то есть без масла; по субботним и
воскресным дням разрешается вино и елей.
До праздника Преображения Господня, когда
в храмах освящаются виноград и яблоки,
Церковь обязует нас воздерживаться от
этих плодов. По преданию свв.
отцов, «если же кто от братии снесть гроздие
прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет
и не вкусит гроздие во весь месяц
август».
В праздник Преображения Господня по
церковному Уставу разрешается на трапезе рыба.
С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в
питание обязательно входили плоды нового
урожая.
Пост духовный тесно соединяется с постом
телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с
телом, проникает его, оживляет и составляет с
ним одно целое, как душа и тело составляют одного
живого человека. И потому, постясь телесно,
в то же время необходимо нам поститься и
духовно: «Постящеся, братие, телесне,
постимся и духовне, разрешим всяк союз
неправды», — заповедует
Святая Церковь.
В посте телесном на первом плане —
воздержание от обильной, вкусной и сладкой
пищи; в посте духовном —
воздержание от страстных греховных
движений, услаждающих наши чувственные
наклонности и пороки. Там — оставление пищи
скоромной — более питательной и употребление пищи
постной — менее питательной; здесь —
оставление любимых грехов и прегрешений и
упражнение в противоположных им добродетелях.
Сущность поста выражена в следующей
церковной песне: «Постясь от брашен, душа
моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся
неядением: ибо — если пост не принесет тебе
исправления, то возненавидена будет от
Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам,
никогда не ядущим».
И Великий, и Успенский посты особенно строги к
развлечениям — в императорской России
даже гражданские законы запрещали во время
Великого и Успенского постов публичные
маскарады, зрелища, спектакли.
Успенский пост начинается с праздника
«Происхождение (изнесение) честных древ
Животворящего Креста
Господня». Впрочем, таинственное
выражение «происхождение древ
Креста» обозначает просто крестный ход.
В греческом часослове 1897 года так
объясняется происхождение этого праздника: «По
причине болезней, весьма часто бывавших
в августе, издревле утвердился
в Константинополе обычай износить Честное
Древо Креста на дороги и улицы для освящения
мест и в отвращение болезней. Накануне, износя
его из царской сокровищницы, полагали на
святой трапезе Великой Церкви (в
честь Святой Софии-Премудрости Божией). С
настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой
Богородицы, творя литии по всему городу,
предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть
предъисхождение Честного Креста».
В Русской Православной
Церкви этот праздник соединился с
воспоминанием Крещения Руси в 988 году.
Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в
Хронографах XVI века: «Крестися князь
великий Владимир Киевский и вся
Русь августа I». В «Сказании
действенных чинов святыя соборныя и
апостольский великия церкви Успения»,
составленном в 1627 году по повелению
Святейшего Патриарха Московского и
всея Руси Филарета, дается такое объяснение
праздника 1 августа: «А на происхождение
в день Честного Креста бывает ход
освящения ради водного и просвещения
ради людского, по всем градам и весем».
В этот день же установлен праздник
Всемилостивому Спасу Христу Богу и
Пресвятой Богородице в честь победы
в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского
в походе против поволжских болгар и
греческого императора Михаила над сарацинами.
По принятому в Православной
Церкви чину в этот день совершается
поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели
Великого поста) и малое освящение воды.
Вместе с освящением воды
освящается также мед нового сбора (отсюда
народное название праздника — медовый
Спас).