В феврале 2014 года Сретенская обитель будет отмечать
20-летие возобновления в ней монашеской жизни. К этому
событию приурочена серия бесед со
Сретенскими насельниками. Братия монастыря,
расположенного в самом центре современного мегаполиса,
рассказывают о своих послушаниях, строе монастырской
жизни, о своем пути к монашеству. Сегодня наш собеседник
– иеромонах Зосима (Мельник).
Иеромонах Зосима (Мельник). Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
– Отец Зосима, поступить в Сретенский
монастырь вас благословил старец – схиархимандрит
Зосима (Сокур), который, как известно, вовсе не жаловал
большие города. Расскажите, откуда вы родом, каким образом
привел вас Господь к батюшке Зосиме и почему он направил
вас именно сюда.
– Родом я из города Черкассы – это небольшой
украинский город, раньше относившийся к Киевской губернии,
а теперь областной центр.
Cхиархимандрит Зосима (Сокур)
Как
я узнал о батюшке Зосиме? Я начал воцерковляться
относительно недавно – в 1996–1997 годах,
– когда познакомился с замечательным батюшкой
– отцом Александром Шашковым, который стал моим
духовным отцом. Сейчас он протоиерей.
Отец Александр уже знал об этом необычном человеке –
схиархимандрите
Зосиме: о его праведной жизни, о его дарах от Бога
– рассудительности и прозорливости – и что
многие люди, в том числе священнослужители, у него
окормляются.
Пришло время, и у меня стали возникать вопросы, ведь когда
человек воцерковляется, то все-таки происходит переоценка
ценностей, смотришь на свою жизнь – и уже прошедшую,
и на будущую – совсем другими глазами. К тому
моменту я уже ходил регулярно в церковь, пел на клиросе, и
вот передо мной встал вопрос выбора пути: что дальше?
Семейную жизнь строить или поступать в монастырь?
Отец Александр, как духовник, переживал за меня, но сам за
решение этого вопроса не брался. Он посоветовал, чтобы
узнать волю Божию, обратиться к духовно более опытному
человеку и к тому же имеющему особые дары Святаго Духа.
И вот вместе мы поехали в село
Никольское Волновахского района Донецкой области, где
отец Зосима окормлял свою общину. Там собирались люди
разных возрастов: и молодые, и пожилые, даже семейные
пары, желавшие монашеской жизни. Некоторые приобретали
дома и селились по соседству, чтобы быть поближе к своему
духовному отцу. Впоследствии эта община была преобразована
в Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь.
Успенский собор. Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь
Что меня особо поразило – это первая встреча с
батюшкой Зосимой. Я все-таки переживал, волновался:
человек он необычный, как меня примет? И всё получилось
совсем не так, как я ожидал.
Обычно батюшка принимал народ в «крестилке»
– так в обители называли место, где совершается
Таинство крещения. Выстояли мы очередь, зашли. Думал:
увижу строгого, аскетического вида старца-схимника с
четками (он действительно перебирал четки), который начнет
обличать мои грехи, – а он такой любвеобильный,
сияющий человек оказался. С радостью встретил нас, первым
поздоровался – с таким ликованием приветствовал:
«Здравствуйте!» – как друзей, которых не
видел тысячу лет.
Всё, конечно, у меня внутри перевернулось – я такого
не ожидал. Это был просто шок.
В первую очередь меня волновал вопрос моего будущего. Он
мне сразу сказал: «Ты не переживай, будет тебе 25
лет – тогда определишься».
Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь
Были и другие вопросы: как нынешнюю жизнь вести – с
родителями или отдельно?
Родители мои были тогда невоцерковленные, и, конечно,
стали у нас на бытовом уровне возникать разногласия: люди,
когда только воцерковляются, хотят изо всех сил Богу
угодить, но часто забывают, что это всегда должно быть
сопряжено с любовью к человеку, к своему ближнему. Так
было и у меня.
Спрашиваю у батюшки: «Как мне – с родителями
жить или отделяться от них?» К тому моменту я уже
был довольно самостоятельным человеком, нормально
зарабатывал, что позволяло обеспечить себя и жильем, и
всем необходимым.
Он ответил: «Нет, ни в коем случае не надо
разделяться. Нужно жить семьей, мирно, в любви: христианам
надо разрушать всякие средостения между ближними, когда
они возникают, всегда быть миротворцами, в первую очередь
– в семье».
Cхиархимандрит Зосима (Сокур)
Ну и всякие другие
вопросы у меня были, вплоть до того, покупать
компьютер или не покупать. Батюшка даже на такие
отвечал, ничуть не смущался – конечно, может,
мы надоедали ему, но он отвечал, зная, что за 700 км
к нему из-за пустяка не приедут.
Так вот что касается моей дальнейшей жизни – как я,
собственно, в монастырь попал: это и есть чудо
прозорливости батюшки Зосимы, совершившееся в моей жизни.
Я приезжал к нему еще не раз, просился в обитель –
конечно же, хотел рядом с ним быть, но батюшка говорил:
«Да меня скоро не станет, тяжело будет, надо тебе
какую-то другую обитель подыскать».
Последний раз я был у отца Зосимы в 2001 году, в больнице
Донецка, где он часто лежал в связи с тяжелой почечной
болезнью: приходилось делать гемодиализ; бывало, что и
несколько раз в неделю. Реанимация – закрытое
отделение, однако я туда прошел беспрепятственно. Иду по
отделению, меня никто ни о чем не спрашивает… Вижу
медсестер: «Где отец Зосима?» –
«Отец Зосима? Проходите туда-то». Его и в
больнице все любили и у него окормлялись. Зашел к батюшке
в палату – вот тогда я его в последний раз и видел.
Стал снова проситься, не возьмет ли он меня к себе в
обитель, но он ответил так. «Надо, – говорит,
– тебе в обитель старинную, уставную; ко мне не
получится, потому что меня скоро не станет». –
«Может, тогда в Почаев?» Ему не очень
понравилось: «А у тебя есть еще какой-то
вариант?» – «Сретенский монастырь в
Москве».
Почаев – близко, а Москва – где-то далеко, я
там никогда не бывал. Но, как ни странно, он благословил
меня именно в Москву, в Сретенский монастырь.
Сретенский монастырь
–
А откуда вы про Сретенский монастырь узнали?
– Я работал в БТИ, работа была связана с
компьютерами, тогда только-только начали проводить
интернет, и я попросил своего сотрудника, Юру, найти
православный сайт и скачать его, чтобы читать хотя бы
off-line. Он набрал в поисковике слово
«Православие» и первое, что нашел, – наш
сайт «Православие.ru».
Там я узнал подробней и о монастыре, и о духовной школе.
Вот я и говорю батюшке Зосиме: «В Москве есть
Сретенский монастырь, у них училище – может, мне
туда – поучиться?» – «Да,
тебе надо туда!» – отвечает.
Спросил, как учебное заведение называется.
«Сретенское высшее православное
училище!»[1] – «Да?!
Такого еще не слыхивал. Ну, молодцы, москвичи! Кто там
у нас? Архимандрит
Тихон! Вот умница, молодец! Там у них порядок,
чистота, вот туда и езжай, учись! Только не знаю,
примут ли тебя или нет без московской прописки (имелось
в виду – в братию). Ну, езжай, а я буду за тебя
молиться!»
На этом мы расстались – из больничной церкви пришел
батюшка его причащать. Это была последняя наша встреча.
Попросил у него благословения и поехал в Москву.
До вступительных экзаменов оставалось две недели. Собрал
документы, на скорую руку написал какое-то сочинение,
поехал поступать. Думаю: поступлю, потом в послушники
попрошусь – такой был план.
Приехал в Москву, нашел Сретенский монастырь. До сих пор
помню то незабываемое впечатление, когда впервые вошел в
эту зеленую калитку. После шума и суеты города –
тишина и умиротворение, запах роз, пение птиц и
еще… что-то неуловимое внешними органами чувств. Я
сразу влюбился в нашу святую обитель.
Собеседование прошел хорошо; молитвы спрашивали вечерние,
утренние – нужно было знать наизусть. Сочинение
написал, а вот историю России и Священное Писание –
завалил… Что делать? Не поступил, получается,
– надо домой ехать… Но непонятно:
благословение отца Зосимы не исполнил – как
возвращаться?
Один из абитуриентов подсказал: сходи к отцу Тихону,
попросись в послушники; наверное, не откажет. Ладно,
думаю, пойду.
Пошли к его корпусу, звоним. Дверь открывает тогдашний
келейник отца наместника послушник Андрей
Шестаков[2] :«Чего надо?»
– «Мы к батюшке, – говорим. – Я
вот в послушники хочу к нему попроситься.»
– «Да? Ну, ладно!».
Он позвал отца Тихона. Вышел отец наместник. Говорю:
«Отец Тихон, благословите мне остаться, я к
монашеской жизни расположен». – «Откуда
ты это знаешь?» – «Батюшка Зосима
благословил». Он ничего не сказал – что слышал
о нем или знал. «Хорошо. Ты сейчас вещи забирай, а в
сентябре приезжай».
У меня – камень с души: я понял, что мне нужно
делать! Определился, как сказал батюшка Зосима.
Сретенский монастырь
И что интересно: это было накануне дня моего 25-летия.
Батюшка сказал: «Будет тебе 25 лет –
определишься». Я-то думал, что в течение года, до 26
лет. Но слово в слово исполнилось, день в день.
В сентябре приехал, и начались послушания: в саду, за
свечным ящиком в храме, в столярке, на вещевом
складе…
– А сейчас какие у вас послушания?
– В редакции интернет-портала «Православие.ru»:
обрабатываю и размещаю на сайте аудиоматериалы –
богослужения, проповеди, произносимые в нашем храме.
Помогаю в Патриаршем Совете по культуре. Сейчас работаем
над проектом «Положения о должности епархиального
древлехранителя». Это касается сохранения объектов
культурного наследия, своевременной реставрации, ремонта.
Кроме того это направлено на налаживание хороших отношений
с музейным сообществом, региональными учреждениями
культуры.
Иеромонах Зосима (Мельник). Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
Занимаемся святынями Ярославской епархии, например. Там
много церквей, где давно не совершались или очень редко
совершаются богослужения, и монастырей, находящихся в
ведении музеев, в их числе – Спасо-Преображенская
обитель в Ярославле, Горицкий монастырь в
Переславле-Залесском, где сейчас хотят возобновить
монашескую жизнь. Создана рабочая группа от государства и
Церкви, ведем переговоры – чтобы и монашеская жизнь
в обителях шла, и для паломников был открыт доступ, и для
туристов, которые хотят ознакомиться с памятниками
древнерусской культуры: храмостроительством,
монументальной живописью, иконописью и т.п.
– Приходилось слышать, что присутствие
большого количества туристов в обителях привносит в
монашескую жизнь черты, которых кому-то, может быть,
хотелось избежать. В связи с этим вопрос: Сретенский
монастырь расположен не просто в центре Москвы, а в центре
московской пробки, которая гудит за его стенами почти 24
часа в сутки. А это ведь проблема даже для мирских людей,
что уж говорить о монахах, – городской муравейник,
который несется со страшной скоростью, шумит, кричит и не
дает никакого покоя. Как вы решаете эту проблему?
– Да, конечно, неизбежно ритм городской жизни влияет
и на саму обитель. Нам приходится больше ориентироваться
на приходской режим: так и богослужения построены, и весь
наш распорядок и быт связан с жизнью города.
Тем не менее удается и ночные богослужения совершать
– более уединенно, по-монашески, – и
полунощница три раза в неделю служится в 6:15 утра –
тоже сугубо монашеская служба, на которую даже в силу
транспортных особенностей города могут попасть далеко не
все миряне.
Есть у нас время и для уединения, для совершения
монашеского келейного правила.
Конечно, хочется порой и на лоне природы побыть, отдохнуть
от этого суетного ритма – для этого у нас есть скит,
можно туда поехать на несколько дней.
Скит Сретенского монастыря / Гурий Балаянц. Отчий дом / Фотогалереи сайта Православие.Ru
Как говорится, желающий ищет возможностей, а нежелающий
– повода. Самооправдание, конечно, всегда можно для
себя найти, что не совсем сподручно быть монахом в городе,
– но желающий может вести монашескую жизнь даже в
центре мегаполиса.
– Батюшка, среди ваших послушаний была и
обязанность отвечать на присланные на сайт вопросы. С чем,
на ваш взгляд, связано стремление задать вопрос в
интернете, а не пойти в ближайший храм и спросить у
священника?
– Кому-то, может быть, и лень, но я думаю, что
причина кроется в общем барьере личного общения: сейчас
людям гораздо легче общаться в социальных сетях, скрываясь
за маской никнейма, чем пойти и лично поговорить со
священником в храме. Да и не только со священником. Многие
стесняются общаться со своими соседями по лестничной
площадке. А тем более идти или ехать куда-то далеко, не
всегда ведь рядом есть храм, да еще и священника
искать… Для современного человека это –
подвиг.
Другие, может быть, стесняются своего церковного не то
чтобы невежества, но неосведомленности. В церковной этике,
в традициях, в том, как нужно вести себя в храме.
Приходится объяснять самые элементарные вещи: как,
например, следует одеваться, когда идешь в храм, или как
записку о здравии правильно заполнить.
О чем душа скорбит : Жизнеописание,
пастырские труды, воспо¬минания духовных чад схиархимандрита Зосимы
(Сокура) / Авт.- сост. иеромонах Тихон (Васильев), иеромонах Зосима
(Мельник), схимонахиня Евфросиния (Бондаренко). — М.: Изд-во Сретенского
монастыря, 2012.
–
Одним из ваших послушаний стала и работа над книгой
«О чем
душа скорбит: жизнеописание, пастырские труды,
воспоминания духовных чад схиархимандрита Зосимы
(Сокура)», выпущенной в прошлом году
Издательством Сретенского монастыря. Расскажите,
пожалуйста, о ней.
– Идея возникла у братии и сестер Успенского
Васильевского монастыря, которые хотели к десятилетию
преставления[3] батюшки Зосимы
выпустить о нем книгу.
Биографическую часть взял на себя иеромонах
Тихон (Васильев) – он сейчас учится в Оксфорде,
пишет богословскую работу. Воспоминания о последних
месяцах жизни батюшки Зосимы написала схимонахиня
Евфросиния – она вела летопись. В книгу также вошли
воспоминания духовных чад, записи чудесной помощи по
молитвам отца Зосимы, биографии его духовников. Еще одна
часть – моя дипломная работа.
К этому времени, как началась работа над книгой, я
закончил семинарию, а дипломный проект у меня назывался
«Пастырские труды схиархимандрита Зосимы
(Сокура)». В 2008 году нашим издательством была
выпущена книга «Слово о
Святой Руси. Проповеди схиархимандрита Зосимы
(Сокура)». Было сделано исследование аудио- и
видеозаписей его проповедей. Используя эти материалы и
следуя советам архимандрита Тихона (он был руководителем
моей работы), были проведены параллели между учением
Священного Писания, святых отцов Православной Церкви и
тем, чему учил своих духовных чад отец Зосима. На таком
сравнении была построена вся работа. Мне это было
интересно – думаю, было интересно и его духовным
чадам, которые знали батюшку и слышали эти проповеди
непосредственно от него, в храме.
Слово его – это не морализаторство какое-то,
произнесенное в нарочито назидательном тоне. Оно всегда
было обращено к сердцу конкретного человека. Многие
рассказывают, что если им не удавалось попасть к батюшке и
задать лично свои вопросы, то часто бывало так, что ответы
на них они слышали прямо в храме, на проповеди: независимо
от праздника, дня памяти святого, батюшка вдруг начинал
говорить на конкретные темы, интересующие стоящего в храме
человека. И человек этот, пришедший с неразрешенным
вопросом, получал ответ и добрый совет, а вместе с ним и
все слушающие получали и до сих пор получают духовную
пользу. Бывало, что и на несколько вопросов таким образом
отвечал батюшка Зосима. Таким вот необычным было его слово
– чудотворным.