С легендарной актрисой советского и российского кино Валентиной Ивановной Теличкиной, которую зритель полюбил за обаяние, женственность и правдивые образы русских женщин на экране, мы встретились в Доме кино Союза кинематографистов. Много лет она работает в жюри православного кинофестиваля «Радонеж», который ежегодно проходит именно здесь, в центре столицы. Здесь же, в Доме кино, были выставлены ее картины, которые она начала писать уже в зрелом возрасте, в 1990-е годы. Яркие, радостные, народно-лубочные, как некая часть или отзвук привычного для нас русского народного творчества, которое мы видим в хохломе, гжели, матрешках, изразцах и деревенских узорчатых наличниках…
Всматривалась в открытое красивое лицо Валентины Ивановны, статную осанку, с удовольствием слушала ее речь, отмеченную неторопливой манерой изложения – и унесло меня из центра столицы в русскую деревню. Именно она дала стране такую красавицу и талантливую актрису. И село-то под Нижним Новгородом, где родилась и выросла Валентина Ивановна, называется – Красное (то есть красивое!). Она стала седьмым, самым младшим, ребенком в семье раскулаченного крестьянина. «Ну, какая же это ‟Нефертити из провинции?” – подумала я (именно так когда-то называли ее режиссеры кино, сравнивая актрису с египетской царицей, признанным эталоном красоты). – Скорее, русская березка, которая, по мнению части исследователей, является абстрактным собирательным образом, символизирующим женскую силу. Как важно сегодня использовать ее в правильном направлении!»
Евангелие из Италии
– Валентина Ивановна, вы уже много лет входите в состав жюри международного православного кинофестиваля «Радонеж». Что лично дала вам эта работа?
– Это очень светлая страница моей жизни. Фестиваль «Радонеж» появился тогда, когда мне уже не хотелось смотреть кино. И вдруг эти документальные фильмы – подлинные истории, подлинные герои с удивительными судьбами! На фоне того, что происходило в современном кинематографе, особенно в художественном кино, этот фестиваль наполнял душу и жизнь смыслом. Одним словом, подарок судьбы. В течение пяти дней идет показ огромного количества фильмов, совершенно разных и по географии создания, и по характеру, и по личностному отношению авторов к историям, прослеживаемым в картинах.
Мама нам вслух читала и плакала, она очень любила жития святых
Знаете, во ВГИКе у нас были потрясающие педагоги. Были они замечательны тем, что давали нам иногда читать то, чего в библиотеках не было, и получить такую литературу было негде. Например, «Дневники» Александра Ельчанинова – книга, которую мне дала на одну ночь потрясенная, удивленная, восторженная студентка киноведческого факультета. До этого я читала жития святых. Были такие огромные фолианты – несколько томов сохранилось у одной женщины в нашем селе. Помню, как с сестрой, морозным вечером, везли эту большую книгу в наш дом на санках, такая она была для нас , детей, тяжелая и большая. И мама нам вслух читала и плакала, она очень любила жития святых.
Святоотеческой литературы в стране не было, ее невозможно было найти. Евангелие я привезла из Италии, купила в храме – на русском языке, что меня потрясло. И с «Дневников» отца Александра Ельчанинова у меня началась тяга к духовной литературе. Она вытеснила на долгие годы художественную литературу, которая после этих дневников стала неинтересна. Последнюю аналогичную по силе воздействия книгу я прочла у отца Андрея Ткачева, а до этого – «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова). Я всем дарю такие книги, как эти.
Валентина Теличкина