13 января 2014 г. исполняется 18 лет со дня кончины
архимандрита
Павла (Груздева).
Архимандрит Павел (Груздев)
Среди
подвижников благочестия прошлого столетия образ
архимандрита
Павла (Груздева) отличается особым колоритом.
Стоит только заглянуть в дневниковые записи великого
старца, чтобы понять, что истинная святость не
вписывается в узкие рамки каких-либо формул или
определений, но являет миру нечто большее –
порой непонятную, иногда трудно узнаваемую
истинно-христианскую свободу в Духе. И, наверное, для
многих из нас составит немало труда распознать в
простых заметках батюшки величие христианского духа.
На первый взгляд может показаться, что речь идет
здесь о вещах, далеких от духовных идеалов:
«1965 год. Картошка гнилая, лук сопрел, помидоры
сгнили и рыжков нет, а белые белки сожрали, а огурцы и не
цвели… 1967-й. Небывалой год, год изобилия плодов,
год прекрасной погоды, а урожай – стопудовой, а
картофью, ой, батюшки! поди и не съесть. Ой, а огурцов, а
помидор! Дак ведь все на корню вызрели, и ни один не
сгнил…».
Еще можно вспомнить песню про колорадского жука,
сочиненную батюшкой, его забавные истории, приводившие в
восторг тех, кто собирался послушать старца. Тем не менее,
веселый, порой даже смешной образ архимандрита Павла
никогда не искажал правды, не отвлекал от реальности, но и
сегодня продолжает напоминать о главном, напоминать об
истинности Евангелия, его актуальности и в нашей обыденной
жизни.
Если прислушаться к рассказам отца Павла, то в них можно
заметить яркую черту – здесь мы всегда встречаем
конкретных людей, здесь нет безликих образов. Чего только
стоят лагерные друзья батюшки: отец Анатолий Комков, мать
Нина, Шурка Дельцов, Мишка Соутин, Гекзария, Кодрат
Федорович… Их истории не вошли в книги, они не
совершали героических подвигов, но для батюшки каждый
человек, вошедший в его жизнь, даже случайно, мимолетом,
всегда обретал конкретные очертания, становился близким и
дорогим. Внимания отца Павла хватало для каждого. И это
был действительно дар от Бога – всмотреться в лицо
каждого человека, встретившегося на жизненном пути, найти
для него особое место в памяти и пронести его образ через
всю жизнь. Этот урок дорогого батюшки для нас особенно
важен: он знал цену человеку, никем не пренебрегал! И к
судьбе каждого, обращающегося к нему за помощью, батюшка
относился со всей серьезностью, он не брался судить, что
для человека мелочь, а что действительно важно, но
сопереживал даже в самых обыденных проблемах. Вот и писали
архимандриту
Павлу письма с самыми разнообразными просьбами, и
молился он и о курочках, и о коровке, как о самых важных
для жизни вещах. И в этом удивительном внимании к каждому
человеку отец Павел был совершенно чужд суетной
мелочности, поскольку все творил ради исполнения заповеди
Спасителя о любви к ближнему.
На евангельский пример такого отношения к ближним в свое
время указывал митрополит Антоний Сурожский в толковании
Евангелия об исцелении гадаринского бесноватого. Владыка,
в частности, обращал внимание на «замечательную
черту во Христе», когда «Он, казалось бы,
забывает обо всем, потому что перед Ним одна конкретная
нужда, один конкретный страдалец: этого достаточно, чтобы
Он обратил на него все Свое божественное и человеческое
внимание»[1]. Этот евангельский урок
вполне усвоил старец, явив миру образ истинного
исполнения заповеди о любви к ближнему.
«Спасибо тюрьме!» – приговаривал
отец
Павел. Для нас эта фраза может показаться совсем
непонятной, к тому же, если речь идет о советских лагерях,
где погибло столько подвижников благочестия. Но в жизни
будущего старца лагерные годы оставили особый след. Из
рассказов самого отца Павла мы видим, что тюрьма научила
его единственному – ценить главное, во всех
обстоятельствах находить средство для спасения человека,
возможность приблизиться к его душе. Он научился не
бояться жизненной грязи, не обращать внимания на внешние
обстоятельства, форму, но все преодолевать чистотой
истинной цели – всегда стремиться к Богу, остальное
– не страшно. Это и есть евангельская простота
– преодоление страха перед миром с помощью страха
Божия. Это долг каждого христианина, запечатленный в
апостольском приветствии: «Радуйтесь!». Нам бы
веру сохранить, а мира чего бояться.
Слова отца Павла воспринимались совершенно по-разному:
кого-то его ответы шокировали, кому-то речи батюшки
показывались дерзновенными, даже самоуверенными. Старец
любил повторять: «А я всех люблю, верующих и
неверующих – всех под одну гребенку!». В его
рассказах и поучениях можно встретить и коммуниста,
который «жил по Христу», и священников,
которых батюшка строго предостерегал: «Попы, не
кощунствуйте!». Но во всем этом проявлялось не
человеческое своеволие или гордое самомнение. В речах
старца, в его образе миру являлась истинная свобода в
Духе. Для нас же этот пример христианской свободы тем
более важный, что свои силы он черпал в Церкви, в Ее
Таинствах! Ведь именно эти моменты – когда им,
узникам лагеря, удавалось приобщиться Тела и Крови
Христовых, отец Павел
вспоминал с особым трепетом, заключая: «…уж
теперь хоть и на расстрел – приобщились Святых
Христовых Таин». Нам же порой приходится слышать
немало упреков в сторону Православной Церкви, что Она
«убивает свободу», «углубилась в мертвую
букву закона» со своими правилами и предписаниями.
Как бы в ответ на эти обвинения звучит ласково-шутливый
голос истинного пастыря: «Ты лучше молочка постом
выпей, да человека не ешь»!..
Перечислив урожай «небывалого» 1967 года, отец
Павел на той же странице раскрывает смысл своих
наблюдений:
«Как ни живи, а умирать обязательно надо. Приведи,
Господи, умереть христианской кончиной, и чтобы помянули
добрым словом. Да я сроду никому не желаю плохого, а
Церковь с детства люблю как родную мать, а кому Церковь не
мать, тому и Бог не Отец».
В этих словах нам является пример истинной веры. Отец Павел
верил в Бога, Который ради нашего спасения претерпел
Крест, и любовь Которого к нам неизмерима. А значит, все
необходимое для нашего спасения Господь дал нам в нашей
жизни, какой бы она ни была. Нам не нужно куда-то бежать,
где-то искать, все важное рядом с нами, стоит просто быть
внимательным, стоит верить в Бога, Любящего нас! Батюшка
жил именно этой, ближайшей обыденной жизнью, всецело
доверяясь Богу, воспринимая все жизненные обстоятельства
как дар Божий, и Господь не посрамил его веру, обильно
наделив старца дарами прозорливости, исцеления,
рассудительности. Внимательный старец простотой веры
преодолевал обыденную суету и в каждом встречном человеке
видел целую историю жизни, достойную уважения, в каждом
факте усматривал действие Промысла Божия и умел
благодарить Творца за самые маленькие радости. Он,
вдохновляясь тем, что Господь посылал ему в жизни, всегда
вдохновлял ближних. И с удивительной силой убедительности
и сегодня для нас звучат его слова, выражающие его путь ко
Христу: «Не живи, как хочется, а живи, как Бог
велит».