Храм св. Троицы в Серебряниках.

Четверг, 02.05.2024, 22:58

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2016 » Июль » 17 » ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 15 июля 2016 года
21:23
ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 15 июля 2016 года

 

 

ЖУРНАЛ № 47

СЛУШАЛИ: сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о работе Высшего Церковного Совета в первой половине 2016 года.

Справка:

В соответствии с пунктом 19 Положения о Высшем Церковном Совете Русской Православной Церкви Священный Синод раз в полгода заслушивает доклад Святейшего Патриарха о работе Высшего Церковного Совета.

В первой  половине 2016 года состоялись три заседания Высшего Церковного Совета (23 марта, 13 апреля и 16 июня), в ходе которых обсуждались координация деятельности синодальных учреждений, текущие вопросы церковной жизни, а также исполнение определений Архиерейского Собора и Священного Синода, Патриарших указов и распоряжений.

Высший Церковный Совет обсудил темы: теологического образования, оптимизации учебного процесса в духовных учебных заведениях, приходской работы с подростками, лицензирования воскресных школ в качестве центров дополнительного образования, повышения квалификации руководителей и сотрудников епархиальных отделов, развития церковной миссии в условиях распространения новых религиозных течений, участия Церкви в адаптации мигрантов.

Высший Церковный Совет одобрил следующие документы:

  • Аккредитационные показатели для образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области теологии, имеющие государственную аккредитацию (уровень бакалавриата);
  • Квалификационные требования к экспертам, привлекаемым для проведения церковной аккредитационной экспертизы;
  • Порядок аккредитации экспертов, привлекаемых для проведения церковной аккредитационной экспертизы;
  • Временное положение и регламент работы Экспертного совета по церковному искусству (документы утверждены Священным Синодом 16 апреля 2016 года, журнал №18).

Одобрены отчеты о работе синодальных учреждений за 2015 год и утверждена тема и сроки проведения XXV Международных Рождественских образовательных чтений.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Сообщение принять к сведению.
  2. Одобрить решения Высшего Церковного Совета, принятые в первой половине 2016 года.

 

ЖУРНАЛ № 48

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о состоявшемся на острове Крит 18-26 июня 2016 года Соборе Предстоятелей и иерархов десяти Поместных Православных Церквей.

Справка:

Священный Синод в заседании 13 июня 2016 года (журнал № 40), рассмотрев ситуацию, возникшую в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви в ранее установленные сроки — 18-26 июня сего года, — принял заявление по данной теме.

В заявлении, которое в тот же день было направлено Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею и Предстоятелям всех Поместных Православных Церквей, в частности, содержался призыв поддержать предложение Антиохийской, Грузинской, Сербской и Болгарской Церквей о переносе сроков Всеправославного Собора.

Тем не менее, 18-26 июня сего года на острове Крит состоялся Собор, в котором приняли участие делегации десяти Поместных Православных Церквей. Антиохийская, Русская, Грузинская и Болгарская Православные Церкви не участвовали в его работе. Святейший Патриарх Московский и вся Руси Кирилл 16 июня направил послание Предстоятелям и членам делегаций Поместных Церквей, собравшимся на острове Крит. В письме выражено убеждение в том, что разномыслия между отдельными Церквами по вопросам подготовки Святого и Великого Собора не должны стать фактором  разделений и ослабления единства Православной Церкви. Отметив важность голоса каждой Поместной Церкви и отсутствие согласия Антиохийского Патриархата на созыв Собора, Святейший Патриарх Кирилл указал, что встреча на Крите может внести вклад в подготовку к Святому и Великому Собору, в котором примут участие все общепризнанные Поместные автокефальные Церкви.

Документы, принятые Собором на Крите, размещены в сети Интернет, но до настоящего времени официально не были получены Русской Православной Церковью. По поступающим сообщениям, ряд иерархов различных Поместных Православных Церквей, принимавших участие в Соборе, заявили, что отказались подписать документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» ввиду несогласия с его содержанием.

27 июня 2016 года Священный Синод Антиохийской Православной Церкви принял заявление в связи с проведением собрания на Крите. В заявлении констатируется, что принятые на нем документы не являются обязательными для Антиохийского Патриархата, подчеркивается, что «принцип единогласия остается неизменной основой отношений между всеми православными». Священный Синод Антиохийской Церкви признал состоявшуюся встречу «предварительным собранием на пути к Всеправославному Собору», а принятые на ней документы — не имеющими окончательного характера и открытыми для дискуссий. Также было отмечено, что Антиохийская Церковь призывала отложить проведение Собора «дабы укрепить всеправославное единство, обеспечить православное единогласие по спорным вопросам, стоящим на повестке дня Собора, и создать экклезиологические условия для участия в нем всех автокефальных Православных Церквей». В заявлении подчеркивается, что Собор, который первоначально планировался как Всеправославный, был проведен в отсутствии Церквей, «представляющих более половины православных верующих во всем мире».

9 июля 2016 года канцелярия Священного Синода Болгарской Православной Церкви сообщила, что после официального получения документов Собора, состоявшегося на Крите, они будут переданы митрополитам Болгарского Патриархата для внимательного изучения, после чего Священный Синод на своем заседании выразит свое отношение к решениям Критского Собора.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Признать, что состоявшийся на Крите Собор, в котором приняли участие Предстоятели и архиереи десяти из пятнадцати автокефальных Православных Поместных Церквей, явился важным событием в истории соборного процесса в Православной Церкви, начатого Первым всеправославным совещанием на острове Родос в 1961 году.
  2. Подчеркнуть, что основу общеправославного сотрудничества на протяжении всего соборного процесса составлял принцип консенсуса.
  3. Констатировать, что проведение Собора при отсутствии согласия со стороны ряда автокефальных Православных Церквей нарушает этот принцип, вследствие чего состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы — как выражающие общеправославный консенсус.
  4. Отметить в связи с этим позицию Священного Синода Антиохийского Патриархата.
  5. Поручить Синодальной библейско-богословской комиссии по получении официально заверенных копий одобренных Собором на Крите документов опубликовать их и изучить, принимая также во внимание могущие поступить отклики и замечания Преосвященных архиереев, духовных учебных заведений, богословов, клириков, монашествующих и мирян. По итогам всестороннего изучения представить выводы Священному Синоду.

 

ЖУРНАЛ № 49

СЛУШАЛИ:

Прошение Преосвященного митрополита Астраханского и Камызякского Ионы о почислении его на покой по состоянию здоровья в связи с достижением 75-летнего возраста.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Прошение удовлетворить.
  2. Выразить сердечную благодарность Преосвященному митрополиту Ионе за многолетнее архипастырское окормление Астраханской митрополии, которое отмечено многократным увеличением приходов, заботой о храмах и монастырях, установлением плодотворного диалога с местной властью.
  3. Местом пребывания на покое определить ему г. Москву.
  4. Преосвященным Астраханским и Камызякским, главой Астраханской митрополии быть Преосвященному епископу Шуйскому и Тейковскому Никону (Ивановская митрополия), выразив ему благодарность за понесенные труды в Шуйской епархии.
  5. Временное управление Шуйской епархией поручить Преосвященному митрополиту Иваново-Вознесенскому и Вичугскому Иосифу.

 

ЖУРНАЛ № 50

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ:

О назначении викарного архиерея в Екатеринбургскую епархию.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Викарием Екатеринбургской епархии с титулом «Среднеуральский» избрать протоиерея Алексия Кульберга, клирика Екатеринбургской епархии.
  2. Место наречения и хиротонии протоиерея Алексия Кульберга во епископа, по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

— О чем и послать соответствующий указ.

 

ЖУРНАЛ № 51

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ:

О назначении викарного архиерея в Петропавловско-Камчатскую епархию.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Викарием Петропавловско-Камчатской епархии с титулом «Вилючинский» избрать игумена Феодора (Малаханова), клирика Петропавловско-Камчатской епархии.
  2. Место наречения и хиротонии игумена Феодора (Малаханова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

— О чем и послать соответствующий указ.

 

ЖУРНАЛ № 52

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении решения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви об избрании архимандрита Иринея (Стинберга) епископом Сакраментским, викарием Западно-Американской епархии.

Справка:

В соответствии с пунктом 17 главы XI Устава Русской Православной Церкви, нормы этого Устава применяются в Русской Православной Церкви Заграницей с учетом Акта о каноническом общении от 17 мая 2007 года.

В соответствии с Актом о каноническом общении от 17 мая 2007 года: «Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей избираются ее Архиерейским Собором или, в случаях, предусмотренных Положением о Русской Православной Церкви Заграницей, Архиерейским Синодом. Избрание утверждается на канонических основаниях Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви».

1 июля 2016 года Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви избрал архимандрита Иринея (Стинберга) епископом Сакраментским, викарием Западно-Американской епархии. 6 июля 2016 года Преосвященный митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой об утверждении этого решения Священным Синодом.

ПОСТАНОВИЛИ:

Утвердить решение Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви об избрании архимандрита Иринея (Стинберга) епископом Сакраментским, викарием Западно-Американской епархии, оставив место и время его хиротонии на усмотрение Священноначалия Русской Зарубежной Церкви.

 

ЖУРНАЛ № 53

СЛУШАЛИ: сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об учреждении Общества русской словесности и проведении его первого съезда.

Справка:

9 марта 2016 года в Историческом парке «Россия — моя история» на «Выставке достижений народного хозяйства» в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось расширенное заседание Патриаршего совета по культуре, на котором было принято решение об учреждении Общества русской словесности. С инициативой создания Общества выступил Президент России В.В. Путин, обратившийся к Предстоятелю Русской Православной Церкви с предложением возглавить работу организации, учреждаемой с целью популяризации русского языка и литературы и профессионального обсуждения проблем преподавания этих дисциплин в рамках школьного и вузовского курсов.

В расширенном заседании Патриаршего совета по культуре приняли участие свыше 150 человек: представители Русской Православной Церкви, известные деятели культуры и искусства, филологи, специалисты в области преподавания русского языка и литературы. Приняты решения о формировании экспертной группы для профессионального анализа современного состояния преподавания гуманитарных дисциплин и поиска решения основных проблем в этой области.

Обязанности председателя Общества русской словесности принял на себя Предстоятель Русской Православной Церкви.

Участниками заседания была обсуждена и принята краткая итоговая резолюция о создании Общества русской словесности, цели и задачи которого состоят в «консолидация усилий ученых, педагогов, деятелей культуры, широкой общественности для сохранения ведущей роли литературы и русского языка в воспитании подрастающего поколения, укрепления единого культурно-образовательного пространства, развития лучших традиций отечественного гуманитарного образования, культурно-просветительской деятельности».

С 25 по 26 мая 2016 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Кирилла прошел Первый съезд Общества русской словесности, собравший около 1500 человек. Делегатами и гостями стали видные ученые, члены Российской академии наук и Российской академии образования, преподаватели ведущих российских вузов, школьные учителя из регионов России, писатели и деятели культуры, представители родительских сообществ, общественных организаций, государственной власти, студенчества.

Съезд открылся 25 мая в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.

Пленарное заседание Съезда проходило 26 мая 2016 года в Колонном зале Дома Союзов. В работе съезда принял участие Президент России В.В. Путин. С докладами выступили председатель Общества русской словесности Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, заместитель председателя Общества и президент Российской академии образования Л.А. Вербицкая, председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкин и министр образования и науки Россиийской Федерации Д.В. Ливанов.

В резолюции съезда сформулирован перечень приоритетных целей и задач, стоящих перед Обществом русской словесности, которое должно стать платформой для обеспечения общественного согласия по важнейшим вопросам языковой политики, для укрепления позиций русского языка как важнейшего фактора гражданской самоидентификации.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Считать важным создание Общества русской словесности как значимого общественного форума, способствующего популяризации и распространению русского языка в мире, сбережению русского литературного наследия, повышению качества преподавания соответствующих дисциплин на всех образовательных уровнях, укреплению единого культурно-образовательного пространства, развитию лучших традиций русского гуманитарного образования.
  2. С удовлетворением отметить высокий уровень обсуждений, состоявшихся в рамках Первого съезда Общества русской словесности.
  3. Выразить глубокую признательность Президенту России В.В. Путину за инициативу по созданию Общества русской словесности.
  4. Благодарить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за согласие возглавить Общество русской словесности.
  5. Выразить благодарность заместителю председателя Общества русской словесности Л.А. Вербицкой, а также секретарям Общества русской словесности епископу Егорьевскому Тихону и О.П. Ткачу за труды по организации учредительного заседания и съезда Общества.

 

ЖУРНАЛ № 54

СЛУШАЛИ: рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета, о праздновании Дня православной книги в 2016 году.

Справка:

В марте и апреле 2016 года в епархиях Русской Православной Церкви проходили различные мероприятия, посвященные Дню православной книги и популяризации чтения. Традиционно в них приняли участие духовенство и миряне Белоруссии, Казахстана, Молдовы, России, Украины, стран Балтии и Средней Азии. Мероприятия способствовали укреплению в регионах диалога между Церковью и научной, а также культурной общественностью, педагогическим сообществом. Помимо книжных ярмарок, концертов духовной музыки, конкурсов чтецов, конференций и круглых столов, встреч с писателями и литераторами, были организованы благотворительные программы, содействующие популяризации чтения.

С 1 марта по 1 апреля в книготорговой сети Москвы прошла благотворительная акция «Подари книгу детям». Собрано 3,5 тыс книг, которые будут переданы в детские социальные учреждения, пенитенциарные заведения, а также в многодетные и малоимущие семьи.

11 марта в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялся торжественный акт. Детей из детских домов и общеобразовательных учреждений Москвы и регионов России поздравили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и мэр города Москвы С.С. Собянин. Гостям праздника была представлена музыкально-театрализованная постановка «Взбранной воеводе», основанная на повести писателя-лауреата Патриаршей литературной премии Виктора Николаева «Живый в помощи».

27 марта в Московском педагогическом государственном университете состоялась молодежная интеллектуальная игра «Брэйн-ринг. День православной книги». Мероприятие организовано Издательским советом совместно с управлением Западного викариатства. Москвы и Московским педагогическим государственным университетом. В игре приняли участие более 100 молодых людей, которые отвечали на вопросы по истории книгопечатания в России, 1000-летию русского присутствия на Святой Горе Афон, а также классической литературе и искусству.

Согласно данным, размещенным на интерактивной карте Дня православной книги, всего в марте-апреле 2016 года в епархиях Русской Православной Церкви прошло 4780 мероприятий.

ПОСТАНОВИЛИ:

Рапорт принять к сведению.

 

ЖУРНАЛ № 55

СЛУШАЛИ: сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о VI премиальном сезоне Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Справка:

Прием заявок шестого премиального сезона Патриаршей литературной премии имени равноапостольных Кирилла и Мефодия продолжался с 14 сентября 2015 года по 1 марта 2016 года. Всего поступило 54 заявки от организаций-заявителей на включение выдвигаемых ими писателей в список кандидатов в лауреаты Патриаршей литературной премии имени равноапостольных Кирилла и Мефодия в 2016 году (от редакций литературных журналов — 11 заявок, от епархий Русской Православной церкви — 21 заявка, от литературных организаций — 6 заявок, от органов государственной власти — 1 заявка, от синодальных учреждений — 4 заявки). На первом заседании Палаты попечителей 3 марта 2016 года был утвержден «длинный список» соискателей премии, в который вошли 43 кандидата. В результате работы Совета экспертов на втором заседании Палаты попечителей 12 апреля 2016 года, которое состоялось в Красном зале Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, был представлен «короткий список» номинантов Патриаршей литературной премии 2016 года. В него вошли: протоиерей Андрей Юрьевич Ткачев, иерей Николай Владимирович Блохин, Александр Витальевич Громов, Борис Петрович Екимов, Алексей Юрьевич Карпов, монахиня Евфимия (Елена Владимировна Пащенко), Валерий Николаевич Сергеев, Борис Николаевич Тарасов.

18 мая 2016 года в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжественную церемонию вручения Патриаршей литературной премии. По результатам тайного голосования лауреатами шестого премиального сезона стали: иерей Николай Владимирович Блохин, Екимов Борис Петрович, Тарасов Борис Николаевич.

По окончании торжественной церемонии состоялся праздничный концерт. Впервые в истории существования Премии вся церемония награждения транслировалась в прямом эфире телекомпанией «Союз».

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Сообщение принять к сведению.
  2. Выразить благодарность членам Палаты попечителей и Совета экспертов Патриаршей литературной премии за проведенную работу по отбору номинантов и определению лауреатов Премии, а также Издательскому совету за организацию.
  3. Считать полезным открытие внутри конкурса отдельных номинаций.

 

ЖУРНАЛ № 56

СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета, о проведении Международного детско-юношеского литературного конкурса имени И.С. Шмелева «Лето Господне» в 2015-2016 гг.

Справка:

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательский совет провел второй сезон Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне». В этом сезоне одним из важных тематических направлений конкурса стала тема монашества в русской литературе. Эта тема была призвана обратить внимание участников конкурса на значимое событие — 1000-летие русского присутствия на Святой горе Афон.

В конкурсе участвовали творческие работы, подготовленные школьниками из Белоруссии, Казахстана, России, Украины, Узбекистана, а также из Италии и Кипра в трех возрастных категориях (шестые-восьмые, восьмые-девятые и десятые-двенадцатые классы). По результатам заочного этапа полученные работы были оценены советом экспертов и конкурсной комиссией, определены 40 финалистов из 30 регионов России, а также из Белоруссии.

В рамках культурной программы пребывания финалистов Конкурса в Москве, юные участники посетили Храм Христа Спасителя, Покровский и Хотьков ставропигиальные женские монастыри, Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии и музеи Московского Кремля. С участниками финала провели мастер-классы писатели Юрий Михайлович Кублановский, Александр Владимирович Орлов, а также заместитель главного редактора издательства «Никея» Татьяна Викторовна Стрыгина.

27 марта в Издательском совете участники финала написали итоговые творческие работы на предложенные темы. Работы были оценены конкурсной комиссией, определившей победителей конкурса.

Торжественная церемония награждения победителей конкурса состоялась 29 марта в Красном Зале Храма Христа Спасителя. В церемонии приняли участие руководитель Государственной публичной исторической библиотеки М.Д. Афанасьев, лауреат Патриаршей литературной премии Ю.М. Кублановский, писатели, журналисты. Победители конкурса получили от имени Святейшего Патриарха дипломы, книги и ценные подарки. Также дипломами и комплектами литературы были отмечены образовательные учреждения и педагоги, подготовившие победителей.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Рапорт принять к сведению.
  2. Отметить насущную необходимость в усвоении детьми и подростками православных духовно-нравственных ценностей, в развитии у них творческого мышления, любви к книге и чтению.
  3. Рекомендовать правящим архиереям содействовать развитию книжной культуры и навыков к литературному творчеству среди подрастающего поколения, в том числе, через широкое участие школьников в Международном детско-юношеском литературном конкурсе имени И.С. Шмелева.
  4. Поручить Издательскому совету опубликовать в церковных и светских СМИ лучшие творческие работы, представленные на конкурс «Лето Господне».

 

ЖУРНАЛ № 57

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об организации работы Патриаршего совета по культуре.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Реорганизовать Патриарший совет по культуре в религиозную организацию «Патриарший совет по культуре» (со статусом синодального отдела) и утвердить его устав.
  2. Председателем Патриаршего совета по культуре назначить Преосвященного епископа Егорьевского Тихона, наместника московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря.
  3. Заместителем председателя Патриаршего совета по культуре назначить иеромонаха Павла (Щербачева), насельника московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря.
  4. В связи с созданием Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта исключить из функций Патриаршего совета по культуре взаимодействие со спортивными организациями.

 

ЖУРНАЛ № 58

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЯ о направлении паломнической группы Русской Православной Церкви на Святую гору Афон к празднику святого великомученика и целителя Пантелеимона 27 июля (9 августа) сего года.

ПОСТАНОВИЛИ:

Направить на Святую гору Афон к празднику святого великомученика и целителя Пантелеимона в 2016 году паломническую группу Русской Православной Церкви в следующем составе:

  1. митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан — глава делегации;
  2. архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил;
  3. архиепископ Черновицкий и Буковинский Мелетий;
  4. епископ Россошанский и Острогожский Андрей;
  5. епископ Владикавказский и Аланский Леонид;
  6. епископ Слуцкий и Солигорский Антоний;
  7. игумен Феофан (Лукьянов), руководитель сектора протокола ОВЦС

 

ЖУРНАЛ № 62

СЛУШАЛИ: рапорт Преосвященного архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, о проекте типового устава религиозной организации — духовной профессиональной образовательной организации «Центр подготовки церковных специалистов».

ПОСТАНОВИЛИ:

Утвердить проект типового устава религиозной организации — духовной профессиональной образовательной организации «Центр подготовки церковных специалистов» для последующего применения при регистрации центров подготовки церковных специалистов.

 

ЖУРНАЛ № 63

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о преобразовании духовных училищ в иные учебные заведения в связи с истечением трехлетнего переходного периода.

Справка:

В 2011 году Архиерейский Собор определил образовательный ценз для кандидатов в священный сан (пункт 20 определения «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»):

  • не менее двух курсов семинарии для кандидатов в диаконский сан;
  • полное семинарское образование для кандидатов в пресвитерский сан, с возможностью рукоположения на четвертом или пятом курсе семинарии для учащихся очной формы образования.

Также сохранялась возможность рукоположения в диаконский сан лиц, окончивших полный курс духовного училища, однако, учитывая повышенные требования к образовательному цензу духовенства, духовные училища постепенно утратили свою роль в качестве учреждений для подготовки священнослужителей.

Священный Синод в заседании от 16 июля 2013 года (журнал № 79) в частности определил: «Духовным училищам, готовящим кадры духовенства, предоставить трехлетний срок для преобразования в духовные семинарии, либо в образовательные учреждения (центры), готовящие приходских специалистов в области миссии и катехизации, молодежной и социальной работы».

В связи с приближающимся истечением указанного в решении Священного Синода срока Высший Церковный Совет в заседании от 16 июня 2016 года заслушал доклад заместителя председателя Учебного комитета протоиерея Максима Козлова, который представил предложения по преобразованию духовных училищ. Высший Церковный Совет, дополнив эти предложения, определил направить часть из них на рассмотрение Священного Синода. Кроме того, епархиальным архиереям Выксунского, Калужского, Нижегородского, Рязанского и Смоленского духовных училищ, в которых осуществляется подготовка иконописцев и регентов, предложено, на усмотрение Преосвященных архиереев, либо инкорпорировать училища в духовные семинарии в качестве отделений, либо указать профиль подготовки в наименовании училища.

Ранее Священный Синод в заседании от 13 июня 2016 года (журнал № 43) определил: «Вернуться к вопросу о возможности преобразования Саранского духовного училища в семинарию после первого выпуска училища по программе бакалавриата при условии успешного набора на 2016-2017 учебный год, устранения выявленных недостатков и создании в данном учебном заведении соответствующей образовательным стандартам базы для реализации программ высшего образования».

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Усвоить духовным училищам: Брянскому, Владивостокскому, Вятскому, города Гусь-Хрустальный, Новгородскому, Псковскому, Сыктывкарскому, Чебоксарскому, Челябинскому и Читинскому — наименования духовных центров подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности.
  2. В качестве исключения Владикавказскому духовному училищу определить наименование «Владикавказское духовное училище по подготовке церковных специалистов» с осуществлением в нем деятельности на основании типового устава для духовных центров подготовки церковных специалистов.
  3. Подчеркнуть, что выпускники упомянутых духовных центров подготовки церковных специалистов и Владикавказского духовного училища по подготовке церковных специалистов будут обладать образовательным цензом, предусмотренным Архиерейским Собором 2011 года для кандидатов в диаконский сан, но не будут обладать таковым цензом для кандидатов в иерейский сан, а исключения при хиротониях могут рассматриваться в каждом отдельном случае в рамках особого механизма принятия решений, который должен быть разработан Учебным комитетом и представлен им на утверждение Высшего Церковного Совета.
  4. Отметить, что лица, окончившие обучения в духовном центре подготовки церковных специалистов или во Владикавказском духовном училище по подготовке церковных специалистов, и желающие принять иерейский сан, могут для получения соответствующего образования поступить в духовную семинарию на третий год обучения по программе бакалавриата (включая подготовительный курс), при условии прохождения вступительных испытаний, характер и объем которых определить Высшему Церковному Совету по представлению Учебного комитета.
  5. Преобразовать Верхотурское и Тюменское духовные училища в православные гимназии, рекомендовав им изменить правовую форму, зарегистрировать частную общеобразовательную организацию и получить лицензию на основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, с сохранением учебных предметов, обеспечивающих, в соответствии с церковным стандартом, религиозное образование, и перевести их из ведения Учебного комитета Русской Православной Церкви в ведение Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

 

ЖУРНАЛ № 64

СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, о положении дел в Костромской духовной семинарии.

Справка:

Священный Синод в заседании от 16 июля 2013 года (журнал № 79) в частности определил: «Высшим духовным учебным заведениям, относящимся к четвертой рейтинговой группе по результатам инспектирования Учебным комитетом, предоставить трехлетний срок для исправления ситуации, предупредив, что в отсутствии исправления может быть поставлен вопрос о лишении их статуса самостоятельных высших духовных учебных заведений». В заседании Священного Синода председатель Учебного комитета архиепископ Верейский Евгений представил доклад, в котором сообщил о ряде существенных недостатков в деятельности Костромской духовной семинарии, сохраняющихся на протяжении 2012-2016 годов.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Обязать Преосвященного епископа Костромского и Галичского Ферапонта и руководство Костромской духовной семинарии осуществить до 1 июня 2017 года необходимые преобразования в деятельности семинарии.
  2. По истечении указанного срока вернуться к вопросу о дальнейшем функционировании Костромской духовной семинарии.

 

ЖУРНАЛ № 65

СЛУШАЛИ: рапорт Преосвященного архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, о положении дел в Царицынском православном университете преподобного Сергия Радонежского (г. Волгоград).

ПОСТАНОВИЛИ:

Преобразовать Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского (г. Волгоград) в духовный центр подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной работы.

 

ЖУРНАЛ № 66

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о порядке канонизации подвижников благочестия в лике местночтимых святых.

Справка:

Священный Синод Русской Православной Церкви 1-2 октября 1993 года (журнал № 80) установил следующий порядок канонизации местночтимых святых: «После рассмотрения в Синодальной комиссии материалов, присланных епархиальным преосвященным, при наличии достаточных оснований для канонизации, Святейший Патриарх благословляет причислить к лику святых местночтимого подвижника и почитание его в пределах данной епархии, о чем сообщается заинтересованной епархиальной власти. Канонизация местночтимого святого совершается епархиальным архиереем в установленном в Русской Православной Церкви порядке».

Между тем, Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 годов в своем определении от 21 августа (3 сентября) 1918 года «О порядке прославления святых к местному почитанию» установил, что «Прославление угодника Божия к местному почитанию в Русской Православной Церкви совершается Собором митрополичьего округа с преподаваемого особой грамотой благословения Святейшего Патриарха и Священного Синода», а «Впредь до надлежащей организации митрополичьих округов и окружных соборов прославление совершается Святейшим Патриархом и Священным Синодом» (пункт 1 определения и примечание к нему).

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Считать своевременным возвращение к практике прославления святых к местному почитанию, установленной Всероссийским Церковным Собором 1917-1918 годов, в связи с чем определить, с последующим утверждением Архиерейским Собором, нижеследующий порядок канонизации подвижников благочестия в лике местночтимых святых.

а) Правом ходатайствовать о прославлении подвижника благочестия к местному почитанию обладают:

  • в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах и Митрополичьих округах — Синоды этих канонических образований;
  • в митрополиях — архиерейские советы митрополий;
  • в епархиях, не входящих в состав митрополий — епархиальные советы под председательством епархиального архиерея.
б) Собранные на местах сведения о жизни, о подвигах и чудотворениях, а также о почитании в народе подвижников благочестия передаются для изучения в Синодальную комиссию по канонизации святых.
в) При наличии, по мнению Комиссии, достаточных оснований для канонизации, материалы передаются на рассмотрение Священного Синода, который принимает подобающее решение.
г) После решения Священного Синода канонизация подвижника благочестия совершается в установленном богослужебном порядке:
  • в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах и Митрополичьих округах — архиереями данной части Русской Православной Церкви;
  • в митрополиях — архиереями митрополии;
  • в епархиях, не входящих в состав митрополий — епархиальным архиереем, по возможности при участии архиереев близлежащих епархий.
д) Имена прославленных местночтимых святых не вносятся в общецерковный календарь, а посвященные им богослужебные тексты одобряются в установленном порядке, но не печатаются в общецерковных изданиях.
е) Если почитание местного святого выходит за пределы данной епархии, вопрос о его общецерковном прославлении выносится на суждение Священного Синода после изучения в Синодальной комиссии по канонизации святых. Решение об общецерковном прославлении принадлежит Архиерейскому Собору. В таком случае повторный чин канонизации не совершается.
  1. Представить на рассмотрение очередного Архиерейского Собора необходимые в связи с настоящим определением изменения в Устав Русской Православной Церкви.
  2. Напомнить, что новомученики и исповедники Церкви Русской причисляются к лику святых согласно порядку, установленному в Деянии Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых».

 

ЖУРНАЛ № 67

СЛУШАЛИ: рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в комиссию, касающихся прославления священника Владимира Пиксанова, пострадавшего в Саратовской епархии Русской Православной Церкви в 1918 году, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Справка:

Священник Владимир Тимофеевич Пиксанов (1872-1918) родился в селе Спасское Вольского уезда Саратовской губернии. До самой своей страдальческой кончины прослужил на сельских приходах Саратовской епархии, в том числе последние восемнадцать лет — в Воскресенском храме села Павловка Хвалынского уезда Саратовской губернии. 2 апреля (20 марта) 1918 года священник Владимир был после истязаний расстрелян без суда и следствия красногвардейцами карательного отряда, посланного на борьбу с якобы организованной в селе Павловка белой гвардией.

В материалах Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 годов содержатся сведения о мученичестве священника Владимира Пиксанова, в которых он именуется страдальцем за веру и Церковь.

Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских).

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Включить в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имя священника Владимира (Пиксанова; 1872-1918), материалы о котором представлены Саратовской епархией, с совершением его памяти 2 апреля (20 марта).
  2. Сообщить имя священника Владимира Пиксанова Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения в святцы.

 

ЖУРНАЛ № 68

СЛУШАЛИ: рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, относительно поступившего ходатайства Преосвященного митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира и Синода Православной Церкви в Молдове о канонизации в лике местночтимых святых митрополита Гавриила (Бэнулеску-Бодони) и Агафии Маранчук.

Справка:

Митрополит Гавриил (Бэнулеску-Бодони) родился в 1746 году в городе Бистрице в Трансильвании, которая в то время входила в Австро-Венгерскую империю. Григорий Бэнулеску-Бодони учился в Семиградской учительской семинарии, затем в духовных школах Греции. В 1779 году он был пострижен в монашество с именем Гавриил. В 1781 году рукоположен Молдавским митрополитом Гавриилом (Каллимаки) во диакона, затем во иерея, служил в Ясской митрополии. В 1782 году по приглашению архиепископа Славянского и Херсонского Никифора переехал в Полтаву, был преподавателем, затем инспектором в Славянской духовной семинарии. Затем по причине болезни пребывал в Яссах. В 1788 году стал ректором Екатеринославской духовной семинарии.

В 1791 году архимандрит Гавриил рукоположен во епископа Бендерского и Белоградского. В 1792 году был возведен в сан митрополита и назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии. В том же году митрополит Гавриил был арестован по приказу турецкого султана и за верность Русской Церкви претерпел заключение, из которого был освобожден лишь по требованию русского посла. В 1799 году Преосвященный Гавриил был назначен митрополитом Киевским, затем — членом Святейшего Синода. В 1803 году по собственному прошению был почислен на покой, однако в 1808 году вновь вступил в обязанности экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии. После 1812 года митрополит Гавриил избрал местом своего пребывания город Кишинев. В 1813 году была образована Кишиневская и Хотинская епархия, архиереем которой был назначен митрополит Гавриил.

Митрополит Гавриил активно трудился над развитием церковной жизни в Молдавии. По его инициативе открылась Кишиневская духовная семинария, были восстановлены и построены около 200 храмов, основана экзаршеская типография, сыгравшая большую роль в распространении церковной литературы, в том числе, на молдавском языке. Митрополит Гавриил поддерживал введение в молдавских монастырях общежития, ориентируясь на опыт преподобного Паисия (Величковского), с которым был лично знаком. В период правления митрополита Гавриила была проведена справа молдавских богослужебных книг и основано бессарабское отделение Российского библейского общества, которое издало исправленный текст Библии на молдавском языке.

Скончался митрополит Гавриил 30 марта 1821 года в возрасте 75-ти лет. Погребен при большом стечении народа в Каприянском Успенском монастыре. Память о митрополите Гаврииле окружена почитанием верующих. К месту его упокоения стекается множество паломников. Имеются свидетельства об исцелениях по его молитвам.

 

Агафия Маранчук предположительно родилась в селе Пэсэцел Балтского района Украины в благочестивой семье Ивана и Евдокии Маранчук. Точных данных о годе ее рождения не сохранилось. Родители часто посещали святые места, Киево-Печерскую лавру, и маленькая Агафья с младых ногтей желала разделить паломнический путь с ними. Однажды, когда родители оставили ее на попечении у близкой семьи, Агафья пожелала догнать их. По дороге она случайно упала в глубокий заброшенный колодец и повредила обе ноги. Родители, вернувшись домой из Киева, с глубоким прискорбием переживали потерю дочери и оплакивали ее как отошедшую в мир иной. Агафья была чудесным образом найдена пастухом, услышавшим словно ангельское пение, исходящим из колодца. С этого времени Агафья стала молчалива и особенно молитвенна. У ее одра, к которому она была прикована болезнью, всегда можно было найти множество несчастных и отчаявшихся людей. Всех их Агафья утешала словами, а кто-то по ее молитвам получал от Всемилостивого Господа исцеления от недугов.

Согласно преданию, в 1831 году ей явилась Божия Матерь, благословив перейти в самый бедный монастырь в Бессарабии — в Кушеловский. После приезда сюда Агафии обитель пережила высокий духовный подъем, сюда стекалось множество девушек, желавших посвятить себя всецело Богу. В Кушеловском монастыре послушница Агафья подвизалась двенадцать лет. Все эти годы она не вставала от одра. Скончалась подвижница 9 июня 1843 года.

В 1996 году ее останки были обретены нетленными и положены в Успенском храме Кушеловского монастыря. Множество верующих стекаются в обитель, чтобы почтить память Агафьи Маранчук. Имеются свидетельства об исцелениях от недугов по ее молитвам.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Причислить к лику святых для местного почитания в Православной Церкви в Молдове митрополита Кишиневского и Хотинского Гавриила (Бэнулеску-Бодони; 1746-1821) и Агафию (Маранчук; ?-1843).
  2. Память святителю Гавриилу, митрополиту Кишиневскому и Хотинскому, совершать 30 марта (12 апреля) в день его преставления ко Господу.
  3. Память блаженной Агафии Кушеловской совершать 9 (22) июня в день ее преставления ко Господу.
  4. Честные останки святителя Гавриила и преподобной Агафии считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
  5. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.

 

ЖУРНАЛ № 69

СЛУШАЛИ: рапорт Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, с предложениями по включению особых прошений о страждущих недугами пьянства и наркомании в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Справка:

Священный Синод в ходе заседания 25 июля 2014 года (журнал № 80) восстановил ежегодное празднование Дня трезвости 11 сентября (29 августа), в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, и рекомендовал архиереям и духовенству в этот день, в том числе, совершать Молебное пение о страждущих недугом винопития или наркомании. Данный чин и Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма были утверждены тем же решением Священного Синода. Ранее Священным Синодом был утвержден документ «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых» (журнал № 128 заседания от 25-26 декабря 2012 года).

В епархии города Москвы были сделаны предложения по включению в мирную ектению в День трезвости прошений о страждущих недугом пиянства и наркомании. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла они были переданы для согласования в Синодальную богослужебную комиссию.

ПОСТАНОВИЛИ:

Утвердить следующие тексты прошений о страждущих недугами пьянства и наркомании в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи для включения в богослужебные последования:

  • О еже призрети милостивно на рабов Своих, от недугов пьянства и наркомании душею и телом страждущих, и разрешити их от уз смертоносных страстей, Господу помолимся.
  • О еже избавити страждущия рабы Своя от пагубных страстей пьянства и наркомании и соблюсти их во спасительном страсе и чистоте, воздержании и правде, Господу помолимся.
  • О еже припасти им к Богу в покаянии и препобедити пагубные страсти, да причастницы благ вечных будут, Господу помолимся.
  • О сродницех их скорбящих, и о еже прияти молитвы их и воздыхания, Господу помолимся.
  • О избавитися имже и нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

 

ЖУРНАЛ № 70

СЛУШАЛИ: рапорты Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, о представлении на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Представленный текст службы иконе Божией Матери «Свенская-Печерская», а также тропарь, кондак и молитву преподобному Герману Зосимовскому утвердить и рекомендовать к общецерковному богослужебному употреблению.
  2. Направить утвержденные богослужебные тексты в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.

 

ЖУРНАЛ № 71

СЛУШАЛИ: рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета, о представлении на утверждение Священного Синода новой редакции текстов двух акафистов.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Одобрить для употребления за богослужением и в домашней молитве новые редакции текстов акафиста преподобным Оптинским старцам и акафиста праведному Иоанну Русскому с поправками.
  2. Направить упомянутые акафисты в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.

 

ЖУРНАЛ № 72

СЛУШАЛИ: сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о ситуации, сложившейся в Церковно-общественном совете по защите от алкогольной угрозы в связи с кончиной его сопредседателя В.Г. Распутина.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Отметить значимость вклада почившего В.Г. Распутина в деятельность Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.
  2. Включить в состав Совета в качестве сопредседателя кардиохирурга академика Л.А. Бокерия.

 

ЖУРНАЛ № 73

СЛУШАЛИ: рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об открытии, переносе и переименовании монастырей, о назначении на должность и освобождении от должности игуменов, наместников и игумений монастырей.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия назначить игумена Серафима (Даниленко) на должность наместника Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря города Перми.

2. В связи с прошениями Преосвященного митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия:

2.1. Открыть Казанский женский монастырь города Радужный Владимирской области и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Варвару (Скобелкину);

2.2. Назначить монахиню Екатерину (Кожевникову) игуменией Покровского женского монастыря города Суздаля Владимирской области.

3. В связи с прошениями Преосвященного митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна:

3.1. Назначить иеромонаха Никодима (Мирошниченко) наместником Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря села Холки Чернянского района Белгородской области;

3.2. Освободить игумению Иоасафу (Кандыба) от должности игумении Марфо-Мариинского женского монастыря города Белгорода по состоянию здоровья и назначить на эту должность монахиню Серафиму (Семенову).

4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Ижевского и Удмуртского Викторина открыть Ризоположенский женский монастырь села Люк Завьяловского района Удмуртской республики и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Глафиру (Сергееву).

5. В связи с прошениями Преосвященного епископа Благовещенского и Тындинского Лукиана:

5.1. Освободить игумена Платона (Норматова) от должности наместника Свято-Троицкого мужского монастыря села Троицкое Ивановского района Амурской области.

5.2. Освободить монахиню Ксению (Слащеву) от должности игумении Свято-Покровского женского монастыря города Тынды Амурской области.

6. В связи с прошением Преосвященного епископа Козельского и Людиновского Никиты открыть женский монастырь Успенская Феклина женская пустынь села Сенино Козельского района Калужской области и назначить игуменией этого монастыря монахиню Виталию (Кочетову).

7. В связи с прошениями Преосвященного епископа Костромского и Галичского Ферапонта:

7.1. Освободить игумению Веру (Мореву) от должности игумении Макариево-Унженского женского монастыря и назначить ее игуменией монастыря святых Царственных страстотерпцев села Домнино Сусанинского района Костромской области.

7.2. Преобразовать Макариево-Унженский женский монастырь города Макарьева Костромской области в мужской монастырь и назначить на должность игумена этого монастыря игумена Варфоломея (Коломацкого).

 

ЖУРНАЛ № 74

СЛУШАЛИ: доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем обращении Преосвященного митрополита Тамасосского и Оринийского Исаии (Кипрская Православная Церковь).

Справка:

Преосвященный митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия (Кипрская Православная Церковь) направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу письмо, в котором испрашивает согласия Предстоятеля Русской Православной Церкви на переход в клир Тамасосско-Оринийской митрополии Кипрской Православной Церкви заштатных клириков Костромской епархии протоиерея Андрея Алешина и иерея Иоанна Алешина.

Преосвященный епископ Костромской и Галичский Ферапонт не имеет возражений против перехода упомянутых клириков в клир Тамасосско-Оринийской митрополии Кипрской Православной Церкви.

В заседании Священного Синода 17-19 июля 2006 года постановлено, что переход клирика в другую каноническую юрисдикцию осуществляется по представлению Правящего архиерея при одобрении Священным Синодом и на основании отпускной грамоты Святейшего Патриарха (журнал № 53).

ПОСТАНОВИЛИ:

Благословить протоиерею Андрею Алешину и иерею Иоанну Алешину, заштатным клирикам Костромской епархии, переход в клир Тамасосско-Оринийской митрополии Кипрской Православной Церкви, в связи с чем направить митрополиту Тамасосскому и Оринийскому Исаии отпускные грамоты упомянутых священнослужителей.

 

ЖУРНАЛ № 75

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о вызове Преосвященных для присутствия в Священном Синоде на зимней сессии (сентябрь-февраль) 2016-2017 года.

ПОСТАНОВИЛИ:

Для участия в зимней сессии (сентябрь-февраль) Священного Синода 2016-2017 года вызвать следующих Преосвященных:

1. митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима;
2. архиепископа Черновицкого и Буковинского Мелетия;
3. архиепископа Сурожского Елисея;
4. епископа Салехардского и Ново-Уренгойского Николая;
5. епископа Душанбинского и Таджикистанского Питирима.

 

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Просмотров: 374 | Добавил: zvon | Рейтинг: 0.0/0

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0