Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский,
присутствует ныне у каждого христианина не только в духовном,
молитвенном образе. У каждого из нас на книжной полке стоит русский,
литературный перевод Библии, который появился стараниями Библейского
общества, основанного святителем. Все книги Священного Писания выходили в
годы жизни митрополита под его благословением и контролем. Одного этого
факта вполне достаточно, чтобы громогласно войти в историю православной
Церкви, но святительские деяния охватывали практически всю многогранную
православную, да и государственную жизнь середины XIX века.
Став в 29 лет ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, свт. Филарет начинает составлять развернутый православный Катехизис,
который и по сей день, несмотря на архаичный для нашего времени слог,
не превзойден в точности фраз, определений и формулировок. Различных
вариантов Катехизисов довольно много, но именно труд свт. Филарета
излагает догматы и канонические правила нашей веры во всей своей
полноте. Именно его изучают воспитанники и студенты современных духовных
школ.
С молодых лет свт. Филарет получил известность не только в кругу
духовных лиц. Его деятельность обширна и многогранна, она касается
практически всех сторон жизни тогдашнего общества. Об этом говорит и его
творческое наследие: собрание его сочинений, богословских трудов и
проповедей составляют множество томов.
Самым блестящим периодом в истории Московской епархии считается
именно то время, когда ею управлял митрополит Филарет Дроздов. Правящий
архиерей Москвы было создал в полном смысле образцовую епархиальную
структуру, где сочетание канонических устоев церкви, отвечавшее
потребностям именно того исторического времени, сочеталось с
христианской любовью к священно-церковнослужителям и прихожанам. Этот
исторический пример актуален и злободневен и в день нынешний, когда идет
реформирование церковного управления и уклада приходской жизни.
Особой заботой окружал митрополит тех представителей духовенства,
которые даже при недостатке богословских знаний служили службу Божью
«ради Иисуса, а не хлеба куса».
Недостатки и нестроения не имеют временных отрезков, они присутствуют
всегда, даже при управлении самых блестящих руководителей и
организаторов, но есть существенное отличие методов и способов их
преодолений. Митрополит Московский и Коломенский Филарет умел их
побеждать строгостью к себе и любовью к пасомым. Примером этого
утверждения служит удивительное свидетельство, которое приведенно в
книге Александра Яковлева «Век Филарета»:
Как-то утром владыка вышел до
завтрака в гостиную и увидал бедного деревенского диакона,
русоволосого, сильно загорелого, с лицом усталым и опечаленным.
— Что ты за человек? — спросил Филарет.
Владыка был в потертом халате, и диакон отвечал без стеснения:
— Да заблудился, батюшка, никого не
найду. А хочу я броситься в ноги преосвященному. Добрые люди надоумили:
пойди пораньше, да и попроси.
— Что за дело у тебя? – мягко спросил Филарет.
— Беда! Диакон я, имею семью большую в
селе нашем, но теперь хотят определить другого на мое место. А меня
угнать аж за пятнадцать верст. Версты-то ладно, а как же я со всем
хозяйством моим тронусь? Пятеро деток, жена, теща да сестра вдовая с
мальцом… И с чего бы — вины за мною, батюшка, никакой нет.
— Садись пока,— пригласил владыка,— Кого же ты просил?
— Да многих…— протянул диакон, смекая, не поможет ли новый знакомец и во сколько это обойдется.
— Правду говоря, батюшка, меня уж
обобрали как липку. В канцелярии преосвященного дал писарю двадцать пять
рублей, в консистории опять двадцать пять, здешнего прихода диакону
семьдесят пять рублей… а дело стоит! Говорят, экзаменовать меня надобно.
— Это правда,— уже строго сказал Филарет.— Я экзаменатор.
Диакон неловко опустился с дивана к ногам митрополита.
— Батюшка, пожалей меня! Мне уж тридцать
пять годов, что я помню!.. Вот осталось всего двадцать пять рублей у
меня, пятнадцать-то я на дорогу отложил, а десять — возьми, батюшка,
только сотвори ты мне эту милость!
Филарет глянул в глаза диакона, и так был чист простодушный и опечаленный взгляд, что владыка не мог ему не поверить.
— Давай мне свои десять рублей,— велел он,— и приходи завтра к девяти в эту комнату. Дело твое будет решено.
На следующее утро он явился к
назначенному часу, и по приказанию владыки его пропустили в комнаты. В
гостиной диакона ждал Филарет, облаченный в парадную рясу, с панагией,
лентами и орденами, ибо собирался ехать в Страстной монастырь служить.
— Виноват, святый владыко! — воскликнул диакон и пал в ноги митрополиту.
— Встань! — приказал Филарет. – Дело твое мы покончим быстро.
Он позвонил в колокольчик и приказал
позвать ранее вызванных писарей и здешнего диакона. Едва те переступили
порог, владыка подчеркнуто смиренно обратился к ним:
— Каюсь перед всеми вами, братие, что
вчера взял от этого диакона десять рублей. По словам Священного Писания,
«аще дадите, воздастся вам четверицею», я вместо десяти даю ему сорок
рублей,— и он протянул обомлевшему от изумления диакону несколько
ассигнаций. — Ты взял двадцать пять рублей — дай ему сейчас сто, то же и
ты сделай, а ты, духовное лицо, вместо семидесяти пяти дай ему триста.
Диакон прижал ворох ассигнаций к груди,
губы его тряслись, и видно было, что бедный готов разрыдаться. С
непередаваемым словами чувством он смотрел на митрополита, но тот
поспешил прервать молчание:
— Ступай, отец, домой. Оставайся на своем
месте. Буде нужда какая — относись прямо ко мне… А с вами, — обратился
митрополит к взяточникам, — вечером разберусь.
В 37 лет святитель становится членом Св. Синода (1819 г.), и с этого
времени ни одно сколько-нибудь важного дела не решали без его
присутствия, недаром еще при жизни Филарета величали определением
«мудрый».
Кроме
круга синодального управления и забот церковных его деятельность
касалась и дел государственных. Знаменитое «Уложение» по отмене
крепостного права составлялось при активном участии святителя. С
уважением и любовью к нему довольно часто обращались за советом и
благословением императоры Николай I и Александр II.
Неутомимая деятельность митрополита, среди которой он, по его
собственным словам, отдыхал только «на разнообразии занятий»,
соединялась в нем с подвижнической жизнью, где пост, молитва и
богослужение занимали главное место. Об этой любви к храмовой службе, к
проповеди и общению с верующими ярко свидетельствует пример, когда
святитель в течение 100 дней объехал все приходы громадной по территории
Тверской епархии с ее многочисленными церквями и монастырями и в каждом
из них совершил архиерейское богослужение с обязательной проповедью.
Именно во время этой стодневной поездке произошло одно из многочисленных чудес силою Божию от святителя исходивших:
У одного священника была
сильно больна дочь. В это самое время, во время приезда святителя, ему
было назначено было получить первую награду — скуфью от
Высокопреосвященного Филарета. Получив ее и принимая святительское
благословение, он просил Владыку помолиться об исцелении его дочери, а
когда пришел домой то с верою положил полученную им скуфью на голову
больной. Девочка скоро уснула и наутро была уже здоровой.
Подобных свидетельств множество и недаром Александр Пушкин в своем удивительном поэтическом диалоге с святителем Филаретом воскликнул:
«И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты».
Источник: http://www.pravmir.ru |