В издательстве Никея выходит «Книга о счастье» психолога,
священника Андрея Лоргуса. В отличие от прочей литературы на данную
тему, эта книга не дает готовых рецептов успеха и благополучия. О чем же
она и почему именно сегодня появилась необходимость взглянуть
на счастье с христианских позиций, отец Андрей рассказал Правмиру.
Протоиерей Андрей Лоргус
— Отец Андрей, почему вдруг счастье? От священника ждут
проповедей о спасении души, открытия духовных истин. А вы вдруг взялись
писать на такую приземленную, я бы даже сказала бытовую тему.
— Для меня это тема принципиальная. По моему мнению, прежде чем
человек воспринимает высоты духа, у него должна быть достаточно крепкая
жизнелюбивая, жизнестойкая позиция. Тогда он способен и на милосердие,
и на какие-то лишения, даже на аскезу. Чтобы принимать их открыто
и добровольно, необходим некий ресурс, щедрость души. И мне бы
хотелось, чтобы таким ресурсом было естественное для христианина
ощущение счастья земной жизни.
— Вы считаете, что любой человек рожден для счастья?
— Человек сотворен для блаженства, для меня это очевидно. Счастье
можно рассматривать как некоторую проекцию человеческого совершенства
и блаженства в том образе, в каком его первоначально задумывал Господь.
Для меня счастье — это духовное понятие. С той бытовой, вульгарной,
глянцевой картинкой, о которой вы говорите, оно не имеет ничего общего.
— Тем не менее, счастье — это категория нашего земного
существования. Вы хотите призвать людей быть счастливыми здесь и сейчас,
а не надеяться, что они получат счастье после смерти как награду
за земные страдания?
— Не призвать, а скорее обосновать с христианской точки зрения, что
быть счастливыми — в наших руках. Любой человек может быть счастлив.
Другое дело, что кто-то избирает для себя другой путь — служение
страданию. Пусть, пожалуйста, но это личный выбор. И, с моей точки
зрения, этот выбор должен быть осознанным, он должен определяться
духовным опытом человека, а не являться слепым следованием стереотипам.
Ведь часто люди неосознанно, в силу своей травматичной судьбы или
невроза выбирают жизнь в страдании. Это не духовный выбор, это
психопатологический выбор. Страдание как мазохизм. Вот в чем беда.
Очень легко травмированному человеку навязать страдания — он к ним
привык. Очень легко навязать страдание христианину, пока он живет с
неисцеленной душой.
В издательстве Никея выходит «Книга о счастье» психолога,
священника Андрея Лоргуса. В отличие от прочей литературы на данную
тему, эта книга не дает готовых рецептов успеха и благополучия. О чем же
она и почему именно сегодня появилась необходимость взглянуть
на счастье с христианских позиций, отец Андрей рассказал Правмиру.
Протоиерей Андрей Лоргус
— Отец Андрей, почему вдруг счастье? От священника ждут
проповедей о спасении души, открытия духовных истин. А вы вдруг взялись
писать на такую приземленную, я бы даже сказала бытовую тему.
— Для меня это тема принципиальная. По моему мнению, прежде чем
человек воспринимает высоты духа, у него должна быть достаточно крепкая
жизнелюбивая, жизнестойкая позиция. Тогда он способен и на милосердие,
и на какие-то лишения, даже на аскезу. Чтобы принимать их открыто
и добровольно, необходим некий ресурс, щедрость души. И мне бы
хотелось, чтобы таким ресурсом было естественное для христианина
ощущение счастья земной жизни.
— Вы считаете, что любой человек рожден для счастья?
— Человек сотворен для блаженства, для меня это очевидно. Счастье
можно рассматривать как некоторую проекцию человеческого совершенства
и блаженства в том образе, в каком его первоначально задумывал Господь.
Для меня счастье — это духовное понятие. С той бытовой, вульгарной,
глянцевой картинкой, о которой вы говорите, оно не имеет ничего общего.
— Тем не менее, счастье — это категория нашего земного
существования. Вы хотите призвать людей быть счастливыми здесь и сейчас,
а не надеяться, что они получат счастье после смерти как награду
за земные страдания?
— Не призвать, а скорее обосновать с христианской точки зрения, что
быть счастливыми — в наших руках. Любой человек может быть счастлив.
Другое дело, что кто-то избирает для себя другой путь — служение
страданию. Пусть, пожалуйста, но это личный выбор. И, с моей точки
зрения, этот выбор должен быть осознанным, он должен определяться
духовным опытом человека, а не являться слепым следованием стереотипам.
Ведь часто люди неосознанно, в силу своей травматичной судьбы или
невроза выбирают жизнь в страдании. Это не духовный выбор, это
психопатологический выбор. Страдание как мазохизм. Вот в чем беда.
Очень легко травмированному человеку навязать страдания — он к ним
привык. Очень легко навязать страдание христианину, пока он живет с
неисцеленной душой.
В
2013 году исполнилось 10 лет со дня кончины митрополита
Сурожского Антония (Блума). О значении личности
владыки Антония для Православной Церкви и всего
христианского мира говорить не надо. Лучше вслушаться
в рассказ о нем, и вместе с теми, кому
посчастливилось знать его лично, еще раз окунуться в
неиссякаемый источник любви, имя которому –
владыка Антоний. Своими воспоминаниями с читателями
портала Pravoslavie.Ru
делится Екатерина Петровна Морозова-Утенкова.
– Екатерина Петровна, расскажите,
пожалуйста, немного о себе и о своей семье.
– Если говорить о нашей семье, то она, в общем, была
вполне обычной. Правда, муж у меня художник, дети –
теперь тоже, но тогда, в те времена, дочка была еще
маленькая, а сын еще не родился. Мне было 35 лет, когда я
крестилась и стала прихожанкой храма Рождества Иоанна
Предтечи в Ивановском, на самой окраине Москвы. Там
служил отец Николай Ведерников. В это время очень многие
люди из среды интеллигенции, из художественного мира
пришли к вере и приезжали к отцу Николаю на приход. Так я
и попала в эту среду.
– Так случайно получилось, что вы попали в
этот храм, или вы шли именно к отцу Николаю?
– Нет, конечно не случайно. Ведь он меня крестил!
Моей крестной была совершенно замечательная женщина, Ольга
Николаевна Вышеславцева. Она меня подготовила к крещению и
порекомендовала отца Николая. И с тех пор мы с ним и его
семьей стали как родные и очень близко дружили много-много
лет, пока не скончалась матушка Нина, его супруга. Ее уже
несколько лет нет с нами, но мы продолжаем общаться с
отцом Николаем, хотя реже.
Протоиерей Николай Ведерников
–
Расскажите о приходе храма Рождества Иоанна Предтечи
в Ивановском. В основном, это была
интеллигенция?
– Он всякий был, всякий… То есть, бабушек и
окрестных жителей (это был единственный храм на целый
район) там было тоже достаточно. Дело в том, что ведь отец
Николай является еще духовным композитором. И не только
духовным: в то время он был довольно известным
композитором и музыкантом, поэтому, там много было людей
из мира музыки. Но как-то и мы туда попали… В
основном, конечно, это была среда интеллигентская. Имею
ввиду именно прихожан отца Николая: тех людей, которые
исповедовались у него, которые считали его своим духовным
отцом.
Мои статьи | Просмотров:557 | Добавил:zvon | Дата:12.12.2013
К 50-летию преставления святителя Афанасия (Сахарова) …
В этом году исполнилось пятьдесят лет со времени преставления великого
подвижника ХХ века, исповедника Православия, епископа Афанасия (Сахарова), 125
лет со дня рождения и 50 лет монашества. Круглые даты, юбилеи стимулируют
желание прикоснуться к ним. Личность святителя Афанасия поражает сразу,
неотразимо воздействует на сердце.
Достаточно посмотреть на его фотографию или прочитать «Даты и вехи биографии».
По крайней мере так было со мной, когда на уроке по истории Русской Церкви в
четвертом классе Московской духовной семинарии из уст архимандрита Иннокентия
(Просвирина) я впервые услышал о владыке.
В 1982 году, на двадцатилетие
преставления епископа Афанасия, владыка Питирим служил панихиду в храме во имя
Всех русских святых в Троице-Сергиевой лавре. Пел лаврский хор под руководством
архимандрита Матфея (Мормыля). Иеродиакон Алексий Фролов (ныне - архиепископ
Костромской и Галичский), сослуживший владыке, попросил меня обеспечить запись
панихиды на магнитофон, что я и сделал. Помню, как меня поразило пространное
перечисление русских святых разных рангов, которых поминал на литии наместник
Лавры архимандрит Иероним (Зиновьев). Владыка Афанасий вспоминается всякий раз,
когда сугубо чествуется «полк божественный» - Собор русских святых, когда
слышишь богодухновенный призыв: «Русь Святая, храни Веру Православную, в ней же
тебе утверждение!»
Мои статьи | Просмотров:786 | Добавил:zvon | Дата:10.12.2013
Протоиерей Владимир Вигилянский рассказал в интервью РИА
Новости о необычном личном знакомстве с патриархом, о его дворянских
корнях и понятии чести, о его монархических взглядах и природе власти, о
планах Березовского и общении Алексия со старцами.
Настоятель храма мученицы Татианы при МГУ, публицист,
создавший пресс-службу патриархии, протоиерей Владимир Вигилянский
работал с патриархом Алексием Вторым с начала 2000-х годов до кончины
предстоятеля 5 декабря 2008 года. В беседе с журналисткой РИА Новости
Ольгой Липич он рассказал о необычном личном знакомстве с патриархом,
о его дворянских корнях и понятии чести, о его монархических взглядах
и природе власти, о планах Березовского и общении Алексия со старцами,
о его «благоговении перед святыней», умении прощать и «уповать на волю
Божию».
— Отец Владимир, несмотря на то, что Алексий Второй был
избран патриархом в СССР, он был каким-то несоветским (в хорошем смысле
этого слова). С совершенно особой манерой поведения, реагирования, речи.
Если это — благородство, впитанное с детства в эмиграции, в Эстонии, то
почему, на ваш взгляд, оно не выветрилось за десятилетия жизни в СССР,
в соприкосновении с властью?
— Люди со стержнем, внутренним. Стержень при тоталитарных режимах,
безусловно, ломали. Но дворянский стержень — его можно было сломать,
только взяв жизнь у этого человека.У Андрея Битова есть рассуждение в
«Пушкинском доме» о разнице между интеллигенцией и дворянством: там
вспоминается разговор его героев о том, как в лагерях ломалась
интеллигенция и не ломалась аристократия. Другой замес теста, другой
состав. И это связано, конечно, с духовной основой. У интеллигенции эта
основа рыхлая, шаткая. А у дворян — они были верующие, люди традиционных
ценностей, с надежным фундаментом. Тут и понятие чести, которое было
очень близко к понятию совести. Противоречия между честью и совестью
у дворян практически не было. А у других людей, людей с другой духовной
сущностью — нерелигиозной — понятия чести и совести иногда вступали
в противоречие, и человек был раздвоен, растроен и так далее.
Дворяне — это совсем другие люди, и мы это всегда как-то видим, видим
породу. Дело не в лице и даже не в манерах… Часто это, конечно, в слове
выражалось, во взгляде, в реакциях. И русская аристократия, как бы ее
ни уничтожала советская власть, но все-таки кто-то уцелел, в основном
в эмиграции.
Мои статьи | Просмотров:457 | Добавил:zvon | Дата:10.12.2013
Сегодня, в день 5-летия со дня
кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II, портал Православие.Ru
представляет вниманию читателей 2-ю главу из книги о
Святейшем, которую писатель Александр Сегень готовит для
публикации в серии «Жизнь замечательных
людей». Выбранный фрагмент повествует о
малоизвестных эстонских страницах жизни юного Алексия
Ридигера, чудесной истории его появления на свет и первых
шагах на пути к великому церковному служению. Заданный
отрывок охватывает 1929–1940-е годы.
Молодой Алексий Ридигер
Очередь волновалась
— всем надо ехать, а в автобусе всё меньше и
меньше мест. Поглядывали на молоденькую беременную
русскую. Пропустить, что ли, её вперёд? А если самим
не хватит билетов? Нет уж, пусть дома сидит, а не
разъезжает со своим животом! И когда, наконец,
очередь дошла до неё, кондуктор сухо объявил:
— Piletid otsa! — Кончились билеты!
— Но мне очень нужно, — взмолилась беременная.
— Пожалуйста! Я готова хоть стоя ехать.
— Стоя ехать не полагается! — решительно
отказал кондуктор.
Уговаривать его было бесполезно. Единственное, что он мог
для неё сделать, продать билет на завтрашний рейс.
На другой день она снова пришла на автобусную остановку.
При виде неё вчерашний кондуктор свысока посмотрел и сухо
обронил:
— Ваше счастье, что вы вчера не уехали.
— А в чём дело?
— Тот автобус разбился. Упал с моста в реку. Все
пассажиры погибли.
Она могла погибнуть вместе со всеми. И не родился бы её
ребёнок. А она ещё так переживала, что не смогла уехать
вчера! Бог отвёл её и малыша от погибели. Чудо милости
Господней, благодаря которому на свет появится Алёша
Ридигер. Другое, ещё более потрясающее чудо произойдёт на
водах Невы 21 августа 1963 года. Но об этом — в своё
время.
Мои статьи | Просмотров:464 | Добавил:zvon | Дата:08.12.2013
Григорий Распутин и Иван Грозный в качестве святых.
Астрономические координаты ада. Математическая формула Святой Троицы.
Все это — постулаты из книг, которые можно приобрести в самой обычной
церковной лавке.
Издательский совет Русской Православной Церкви публикует
списки книг, запрещенных для распространения в церковной сети.
В Рязанской епархии проблему псевдоправославной литературы обсуждают
за круглым столом. Издательства православной литературы сами отсеивают
лжедуховные книги. Но, несмотря на эти меры, сомнительные труды
сомнительных авторов по-прежнему продаются в монастырях и храмах —
порой, задвигая на дальние полки Писание и святоотеческую литературу.
Самуил и другие
Вот вам координаты рая: «Напротив Земли на высоте такой, сколько
от Земли до звёзд, столько и за звёзды. Потом синяя воздушная завеса,
яко один километр, и вот вам — Первая Твердь Небесная».
А это — про ад: «Чтобы достигнуть Ада, надо облететь с Иерусалима
часть нашей Земли в любом направлении. Кончилась Вселенная — спускайся
вниз до Созвездия, и уже увидишь адскую землю».
Все вместе — это цитаты из книги про старца Самуила, изданной
в Петербурге в 2008 году. Эта книга сама не вошла в запрещенный список
Издательского Совета Патриархии. Возможно это связано с тем, что
в Совете, как утверждают некоторые эксперты, рецензирование идет
не быстро, и до нее еще дойдет очередь. Но автора книги там хорошо
знают, и другие ее труды возглавляют список книг, не рекомендованных
к распространению.
Мои статьи | Просмотров:454 | Добавил:zvon | Дата:08.12.2013
5 лет назад не стало Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
5
лет назад не стало Святейшего Патриарха Алексия II. Своими
воспоминаниями о почившем Первосвятителе делится руководитель
Церковно-научного центра «Православная Энциклопедия» С.Л. Кравец.
—
Сергей Леонидович, многие годы Вы работали под непосредственным
руководством Патриарха Алексия II, которого, наверное, без преувеличения
можно назвать основателем «Православной Энциклопедии». Когда Вы лично познакомились с Патриархом, при каких обстоятельствах это произошло?
—
Это был 1992 год, именно тогда, у нас в издательском коллективе (а мы в
то время были маленьким научным издательством Спасо-Преображенского
Валаамского монастыря») родилась идея издать фундаментальный труд
митрополита Макария (Булгакова) «История Русской Православной Церкви».
Но мы хотели не просто переиздать эту работу, а издать ее с современными
комментариями, с продолжением труда митрополита Макария, оборванного на
середине XVII века,— вплоть до наших дней. То есть мы хотели положить в
основу всей дальнейшей нашей церковно-исторической науки некий
фундаментальный труд.
Мои статьи | Просмотров:392 | Добавил:zvon | Дата:04.12.2013
27 ноября 2013 года Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о канонизации старца Порфирия. В преддверии 2 декабря — дня памяти старца — портал Православие.Ru знакомит читателей с кратким жизнеописанием, а также избранными чудесами и наставлениями святого.
Старец Порфирий Кавсокаливит
Старец Порфирий (Баирактарис) — один из самых почитаемых в мире подвижников благочестия XX века. Поражает обилие духовных даров, которыми наградил его Бог: любовь к Богу и людям, кротость, долготерпение, прозорливость, дар исцелений. Батюшка понимал язык птиц, видел недра земли и бездны морские, созерцал древние события так, словно являлся их непосредственным свидетелем, видел ангелов и нечистых духов и саму душу человека. От его прикосновения исцелялись люди, хотя сам он всю жизнь болел и не просил Господа о своем исцелении.
***
Мои статьи | Просмотров:476 | Добавил:zvon | Дата:02.12.2013